15-04-2013, 10:47
К трем годам ребенок становится самостоятельным, все хочет делать сам, активно выражает свою точку зрения по любому поводу, становится вредным, упрямым, капризным (с нашей точки зрения). Всего несколько месяцев назад он был совсем другим: послушным, всегда готовым помочь, не капризничал. Теперь обижается, часто поступает назло всем, отказывается от любых предложений. Это наступил кризис возраста.[/spoiler] Первый и не последний. В нем просыпается личность. Ребенок осознает, что он тоже человек и активно начинает утверждать свое «Я» в окружающей его среде. Он противопоставляет себя всем людям, хочет подчеркнуть, что отличается от них, что имеет свою ценность в этом мире. Поэтому хочет все делать только сам, но еще не может выполнять все действия, не все знает об окружающем мире.
Родителям надо знать об этом кризисе и понимать, как помочь ребенку преодолеть его, желательно без потерь для дальнейшего развития. Развитие ребенка нельзя представить графиком в виде прямой линии, на этом графике в три года происходит резкий скачок. Малыш рос, постепенно менялся изнутри, и когда пришел срок, он резко переходит на новый этап развития. Такой скачок можно сравнить с развитием цыпленка: когда подходит срок, цыпленок разламывает скорлупу и выходит из яйца. Представьте, что он бы решил остаться внутри, ведь там тепло, уютно и безопасно. Но дольше определенного срока он не может находиться в яйце и должен покинуть его. Для ребенка наша опека подобна скорлупе, и ему надо ее сломать, иначе остановится развитие. В этот период происходит одно из главных открытий человека – ребенок открывает, что он личность. А личность не может быть зависима от кого-то. Но умеет пока ваш малыш маловато, без мамы жить он не может. Понимая это, ребенок сердится, обижается на обстоятельства и пытается отвоевать максимум самостоятельности.
Если внимательно понаблюдать в этот период за поведением ребенка с другими взрослыми и детьми, то можно увидеть, что с ними он ведет себя нормально, не конфликтует. Причина в том, что они его не опекают, не предупреждают все его желания, наоборот, они ожидают от него самостоятельного, корректного поведения. С ними он может показать, что все может сам. В это время ребенок играет в ролевые игры, где он, естественно, взрослый.
Основная ответственность за благополучный выход из кризиса трехлетнего возраста возлагается на маму. Именно она его опекает больше, чем другие люди. Она должна стать более гибкой в воспитательных мероприятиях, расширять обязанности и права ребенка. Надо предоставить малышу больше самостоятельности, в разумных пределах, чтобы он мог насладиться ей, кое-где и убедиться, что прежде чем требовать самостоятельности, надо подумать, а сможет ли он без мамы или папы сделать это.
Родители должны понимать, что ребенок их испытывает, а не просто капризничает. Он проверяет, действительно ли нельзя делать то, что ему запретили. А может быть папа или бабушка разрешат? Поэтому в действиях всех близких людей должна быть согласованность в действиях и любовь к ребенку, тогда все кризисы будут преодолены.
|