Rss  |   О сайте  |  Связаться с нами  
Молочница, или кандидоз у беременной женщины – явление нередкое. Грибок рода Кандида, вызывающий это заболевание, может длительное время находиться в организме здоровой женщины, при этом не доставляя ей никаких неудобств.
Каждая беременная женщина понимает, что нельзя простыть или заболеть. Но что делать, если у вас поднялась температура, течёт из носа и болит горло? Вот несколько простых советов.
Появление УЗИ вроде бы решило проблему определения пола ребёнка, но многие до сих пор верят народным приметам. Некоторые из них очень даже забавные.
Бесплодие – это проблема 12% семейный пар на земле, о которой не принято говорить вслух. В рамках американской недели борьбы с бесплодием участницы родительского форума газеты The Huffington Post высказались, что они думают по этому поводу и какими словами хотят поддержать семейные пары, столкнувшиеся с этой проблемой.
Новости в картинках:


Как правильно научить ребенка говорить без логопеда


Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться

На вопросы читателей «Правмира» отвечает Ольга Ивановна Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Азова Ольга Ивановна Фото: vesti.ru

– Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: “Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это”?

– Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Но я понимаю, почему возникает такой вопрос. Однажды, разговаривая с видным ученым, неврологом, доктором наук, я услышала: «Нужно пересматривать нормы речевого развития». И, хотя прошло много лет, я не перестаю расстраиваться по этому поводу. Как их можно пересмотреть? Видимо, искусственно сдвинуть рамки. Но, если в Чернобыле после катастрофы растут черные березы, это не значит, что это норма, все знают белую, повислую березу. Так и с речевым онтогенезом. Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет.

Петербургский ученый В.А. Ковшиков, занимавшийся нарушениями речи у детей при алалии (отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), в разные годы проводил исследования речевого развития у детей студенток кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.

– А если ребенок им не соответствует – это повод для беспокойства?

– Да, это повод для беспокойства. Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

– А бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит?

– Да, так бывает. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят. Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.

Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.

Фото: neuroav.info

Когда бить тревогу и пить ли лекарства?

– А что реально должно беспокоить? Можете рассказать о признаках и основаниях для беспокойства в год, полтора, два, три, четыре – поступательно схемой-таблицей? То есть каких навыков у здорового ребенка не может не быть?

– Можно отметить так называемые «реперные точки»:

  • 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
  • 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
  • 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
  • 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
  • 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
  • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
  • 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
  • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.

Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.

Можно ознакомиться с таблицей «Развитие речи ребенка в норме» Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

– Есть препараты с доказанной эффективностью для «запуска» речи и коррекции речевых проблем? В каком возрасте и у каких специалистов целесообразно обследовать ребенка на наличие дисграфии?

– Вопрос по доказательной медицине – это вопрос неврологу, а не логопеду.

По «запуску» речи. Во-первых, это достаточно условное название, никакого запуска нет, это комплекс коррекционных мероприятий. То есть одним щелчком запустить речь невозможно – ни таблетками, ни каким-то одним приемом.

Что касается целесообразности обследования ребенка на предмет наличия дисграфии. Базовая функция письма формируется до конца 2-го класса. Тогда и можно определить, успешно или нет сформирован навык письма. То есть правильнее было бы на предмет дисграфии ребенка обследовать в конце 2-го года обучения в школе. Но, к сожалению, во многих школах «прощаются с букварем» в середине первого класса, приступают к изучению орфографических правил, а процесс формирования навыка письма заканчивают к концу первого года обучения. И получается нарушение онтогенеза. Ребенок, не завершив один этап развития – не сформировав навык письма, приступает к другому – развитию письменной речи. Это не безразлично для самого навыка – могут проявиться своеобразные дисграфические тайминговые (темповые) ошибки.

Специалист по выявлению дисграфии только один – это логопед, который занимается нарушениями чтения, письма, письменной речи. Если ребенок в структуре нарушения имеет и неврологические проблемы, тогда смотрит и невролог, но в целом это работа логопеда.

– Один очень важный момент. Меня часто спрашивают, чем логопед отличается от дефектолога, реально каждый день с этим сталкиваюсь. Вот и сегодня мне одна мама говорит: “Сына взяли в обычную школу, только надо позаниматься с дефектологом”. Я уточняю: “С олигофренопедагогом?” Она: “Нет”. Я: «Тогда с кем? Не с тифлопедагогом же?»

– Выпускники дефектологических факультетов вузов имеют основную специальность (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и дополнительную – логопед. Эта дополнительная специальность дает право, например, сурдопедагогу (дефектологу) работать учителем-логопедом в профильном учреждении. Звучит это примерно так: сурдопедагог и учитель-логопед в школе для детей II вида. Кроме того, дефектологические факультеты вузов имеют отделение «логопедия», где получают специальность логопеда.

Как правило, «логопедами-дефектологами» представляются те специалисты, которые либо хотят произвести впечатление на мам, либо камуфлируют неблагозвучность слова «олигофренопедагог». «Логопедами-дефектологами» могут представляться и те, кто окончил отделения сурдопедагогики, дошкольной дефектологии. Те же, кто закончил отделение логопедии, очень трепетно относятся к своей специальности и не будут придумывать что-то лишнее.

В некоторых дипломах логопедов встречается запись «специальный психолог», это синоним к слову «дефектолог». Такая специальность дает право работать в дошкольном образовательном учреждении логопедом или дефектологом.

В здравоохранении алгоритм жестче. Например, восстанавливать речь после инсульта, ставить или вызывать голос после операций на гортани, заниматься с детьми после операций на челюсти и губе (при ринолалии), исправлять заикание может только логопед, который учился на кафедре логопедии.

Логопед (дефектолог) занимается любыми речевыми нарушениями, которые могут быть как в самой речи, так и в ее оформлении. Как правило, логопед работает с нормотипичными детьми. Но и при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия, заикание) ребенком тоже занимается логопед.

– Ребенок в 2,6 говорит только несколько слов типа «мама, папа, баба». Ставят ЗРР, прописали пить пантокальцин. Нужно ли идти к логопеду? И что делать, чтобы разговорить ребенка?

– 2,6 – это возраст, когда действительно уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями.

По поводу пантокальцина отвечать не буду, это не моя компетенция. Моя рекомендация – чтобы как можно раньше ребенка показали хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи. Повторю еще раз: в год должно быть около 5-10 слов, в 2 года – коротенькая фраза, в 3 года – распространенная фраза, состоящая из 4-5 слов. В данном случае этого нет.

Как помочь заговорить?

– Что делать, чтобы разговорить ребенка? Самые простые рекомендации для мамы?

– Вы можете устраивать с ребенком игры, проговаривать в игре все слова. Если ребенок совсем маленький, вам нужно сесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию. Старайтесь говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Упрощайте свою собственную речь до двухсложных слов типа «мама», «папа», то есть обувь можете называть коротким словом «боты», собаку – «ава» и так далее, попробуйте придумать сами. Обязательно должно быть упрощено имя ребенка: не Дементий, а Дема, не Арсений, а Сеня.

Упрощайте слова и по артикуляции, например, употребляйте слова с теми звуками, которые ребенок уже умеет говорить, то есть с «п», «м», «б», это звуки, которые первые появляются в речи детей всего мира. Придумайте какой-то совместный альбом, вклеивайте простые картиночки или фотографии родственников и коротко их называйте и по имени, и кто какой член семьи. Выстраивайте коротенькие схематичные предложения.

Если уже набрано много названий животных, скажем, «киса», «ава», «петя» – петушок, «ло-ло» – пингвинчик, «миша» – медвежонок, то можете к ним добавлять короткие слова-действия: «иди, миша», «иди, петя» и так далее. И постепенно ребенок поймет алгоритм простой речи.

Но всё же лучше обратиться к логопеду, потому что в 2,6 года можно заниматься не только речью, но развивать и высшие психические функции.

Фото: mchildren.ru

– Какие вы посоветуете пособия для совместных занятий родителей с ребенком?

– Давайте я назову несколько очень известных и качественных пособий. Это пособия Елены Михайловны Косиновой по развитию лексики и грамматики. Для более младших детей – это альбом Ольги Андреевны Новиковской, альбом Светланы Вадимовны Батяевой. Есть ряд пособий для малышей, для детей дошкольного возраста Татьяны Александровны Ткаченко, Ольги Александровны Безруковой, Ольги Евгеньевны Громовой. А вообще, старайтесь подбирать книги, где яркие большие картинки и четкие инструкции.

Когда начинать волноваться?

– Когда точно нужно обратить внимание, что что-то идет не так? На произношение каких звуков надо обращать особое внимание и пытаться их исправить самостоятельно? И расскажите про логопедические садики: почему некоторые их боятся как огня и как в них помогают ребенку?

– Точно нужно обратить внимание при особенностях поведения у ребенка и отсутствии речи, именно при сочетании этих двух факторов. Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к врачу.

Я считаю, что самостоятельно исправлять звуки не стоит, всё-таки это должны делать профессионалы. Вообще, с ребенком нужно стараться говорить правильно, четко, чтобы ребенок видел артикуляцию.

Что касается логопедических садиков, то сейчас эта сфера подверглась серьезной реорганизации, и что там происходит и как происходит, однозначного ответа нет, потому что всё время меняются требования. Но какое-то время назад мне было достаточно понятно, как существуют логопедические сады, и мне нравилась организация в этих детских садах. Ребенок занимался с логопедом каждый день – это фронтальные занятия под руководством логопеда пять раз в неделю. Дальше: когда дети шли на прогулку, логопед по очереди брал детей на индивидуальные занятия, то есть 2-3 раза в неделю, где, например, ставились звуки. И во второй половине дня воспитатель, тоже имеющий допобразование, отрабатывал задания, которые дал логопед.

Таким образом, посмотрите, какое количество занятий! Плюс ко всему, воспитатель в логопедических садах обязан был включать речевую работу в режимные моменты: задавать конкретные вопросы, просить ребенка еще и еще раз повторить речевые конструкции. Такая подготовка качественно отличала этих детей от других, обычных: дети в логопедических группах, особенно с ФФН, были прекрасно подготовлены к школе. И там абсолютно нечего было бояться, то есть не просто не бояться, а следовало однозначно вести туда ребенка.

На сегодняшний момент ситуация несколько поменялась. Если раньше в логопедических садах было три группы: группа для детей с общим недоразвитием речи; группа для детей с нарушением звукопроизношения; группа для заикающихся детей, – то сейчас количество этих групп сокращается. Например, нарушения звукопроизношения выведены за рамки логопедических садов, а остаются дети с достаточно сложными нарушениями: либо это неговорящие дети, либо это дети с какими-то сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. Поэтому я не знаю, стоит ли обычному ребенку туда идти, и, вероятнее всего, его даже туда и не возьмут.

Когда нужен логопед?

– Как выбрать логопеда? На что обратить внимание? Есть ли государственные центры, где работают с малышами?

Вопрос, как выбрать логопеда, какие профессиональные требования. Первое – это, конечно, диплом об образовании. У каждого логопеда должен быть диплом о высшем образовании. Логопед обязательно заканчивает педагогический вуз, дефектологический факультет, кафедру «логопедия». Соответственно, в дипломе должна быть запись «учитель-логопед» и «учитель (например, если это кафедра логопедии) русского языка и литературы для детей спецшколы 5-го вида», то есть для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопед должен приходить к маленькому ребенку с набором пособий. Лучше, чтобы это были яркие картинки. Картинок, и вообще пособий, должно быть много. Конечно, логопед должен владеть красивой грамотной речью. Логопед обязательно должен найти подход к ребенку, то есть начать взаимодействовать, а обследование должно проходить максимально в игровой форме.

Хорошим критерием является рекомендация, особенно если рекомендуют родители, чьи дети успешно занимались с этим логопедом.

Есть ли государственный центр, где работают с малышами? Конечно, есть. Есть еще и детские сады, и поликлиники. Но, насколько я знаю, там очень большая загруженность.

– Обязательно ли нужен логопед, если особых проблем нет, кроме искаженного произношения “ш” и “ж”?

– Вы знаете, может быть, и не стоит ничего делать. Я часто говорю, что в истории было много людей, которые имели нарушения звукопроизношения, но, тем не менее, их вклад в историю достаточно высок, то есть в жизни это им не помешало. Но если речь идет о девочке, а девочка часто выбирает речевую профессию, либо профессию, напрямую связанную с речью, тогда неправильное звукопроизношение может ей помешать в жизни.

Я могу вам сказать, что меня не беспокоит, если человек искажает звуки, я достаточно быстро привыкаю к этому. Слышу, конечно, но стараюсь не обращать внимания, мало ли какая индивидуальная особенность у человека. Но в нашей стране, в нашей культуре, в нашем обществе не принято произносить звуки искаженно, это считается нарушением некоего эталона.

Если родители хотят поставить ребенку звуки, я, как специалист, конечно, поддерживаю, потому что никаких проблем в этом я не вижу. Это не большое количество занятий, чтобы поставить, по сути, один звук, это одна артикуляция и для [ш], и для [ж], при произнесении второго звука только добавляется голос. Никакой особой трудности я не вижу, в детском возрасте это сделать просто.

Путаница со звуками

– Со слов завуча школы, дети, искажающие звуки, не смогут грамотно писать, т.к. информация в голове искажается. Это так?

– Я думаю, что учитель имел в виду не искажение, а замену звуков. Коротко поясняю: искажение звучания – это то, как не принято говорить в системе языка, в данном случае русского. Например, не принято говорить межзубные, боковые звуки, горловое «р», но в данном случае ребенок понимает, что есть горловое звучание, но нет горловой буквы на письме, поэтому такой ошибки быть не может.

Но если ребенок, например, вместо «ш» говорит «с», «Саша» звучит как «Саса», тогда впоследствии на письме такая ошибка может быть, потому что ребенок неправильно воспринимает звук на слух, заменяет его в артикуляции, соответственно, потом будет заменять и букву. В данном случае речь идет о нарушении фонематического слуха, а о таком нарушении может сказать только логопед.

– На собеседовании в школе родителям сказали, что плохо говорящие дети искажают информацию и потом плохо пишут. Ваше мнение?

– Раньше логопед мог сказать: «Пожалуйста, поставьте звуки детям до школы, если вы этого не сделаете, то потом на письме будут ошибки». Сейчас многие родители достаточно образованы, чтобы легко принять на веру это спорное утверждение.

Если ребенок заменяет звуки, это нарушение фонематического слуха, то есть он неправильно воспринимает на слух звуки, соответственно, действительно на письме могут быть замены букв. Если ребенок плохо говорит, значит, он допускает в устной речи аграмматизмы, то есть неправильно употребляет окончания по роду, числу или падежу. Например, ребенок говорит: «Птицы сидят на деревах», – в норме русского языка «на деревьях», соответственно, в данном случае как ребенок говорит, так может и писать.

Если это вовремя не исправить, потом это может перейти в письменную речь. Все нарушения-аграмматизмы проявляются в 3-4-м классе, когда появляется собственная письменная речь.

– Если ребенок в устной речи говорит то “в”, то “л”, он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?

– Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения. Так может произойти, если у ребенка грубейшее нарушение фонематического слуха. [В] и [л] – звуки из разных фонетических групп, обычно дети их различают на слух.

Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.

Задержка речевого развития

– Какой порядок действий при ЗРР? Какие пройти обследования? Нужно ли ЭЭГ, УЗДГ, МРТ? Ребенок в 3,7 почти не говорит, каковы причины? К каким специалистам идти на занятия? Что может сделать мама сама?

Какова диагностика и лечение алалии? До какого возраста возможно исправить проблемы с речью? Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять?

– Невозможно заочно назначить обследования. Вначале стоит идти к неврологу. Невролог обязательно смотрит ребенка, его рефлексы, кожные покровы, разговаривает с ним, подробно расспрашивает маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов, и только после этого назначается обследование. Да, это может быть энцефалограмма (ЭЭГ) и Доплер (УЗДГ), но, вполне возможно, что нужны еще какие-то обследования.

МРТ – достаточно сложное обследование, его обычно назначают строго по показаниям. То есть, если, например, у ребенка новообразования, опухоли, кисты или еще что-то такое похожее, тогда – да. Повторяю, все эти назначения делает врач (в данном случае невролог), никакой другой специалист назначить такие обследования не может.

Почему ребенок в 3,7 не говорит, какие причины? Причин огромное количество. Заочно это выяснить вообще невозможно, но даже и в очной беседе причины можно представлять только примерно. Да, это может быть внутриутробная проблема, болезни мамы, болезни ребенка, экологические факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, отечность беременной, какие-то осложнения при родах, быстрые роды, кесарево сечение. Наверное, стоит даже остановиться, потому что это всё может быть, и при этом всё будет благополучно или не выльется ярко в проблему.

К сожалению, мы не найдем первопричину, а на каких-то объективных обследованиях, таких как Доплер, вполне можно узнать особенности кровотока, например, нет ли проблем с притоком и венозным оттоком. Но это будут косвенные причины, которые помогут неврологу разобраться в неврологической симптоматике.

Дальше мама спрашивает, если у ребенка алалия, какая диагностика и лечение. Это может определить невролог (сам диагноз ставит психиатр), он назначит обследования и лечение, после этого консультирует логопед и делает логопедическое заключение.

До какого возраста можно исправить проблемы с речью? Смотря какие проблемы. Если речи нет в три года, нужно активно, как можно быстрее, а лучше до трех лет, начать заниматься формированием, вызыванием речи. Если, например, пятилетний ребенок, там уже становление лексико-грамматических, фонетико-грамматических категорий, там работа с качеством речи. Но если ребенок не говорит и в пять, и в шесть, и в семь, и так далее лет, всё равно нужно заниматься с этим ребенком. Да, конечно, качество будет хуже и прогноз хуже, но до периода, скажем, пубертата я бы активно советовала родителям не опускать руки, заниматься ребенком.

Понимаете, если ребенок не Маугли и находится в обществе, в социуме, то он понимает, что речь нужна, что мы все говорим, и он это видит и осознает. Тогда у него есть возможность заговорить вплоть до пубертата. Ну как заговорить: научиться говорить слова и фразы, скажем так. Если же ребенок живет не в социуме, то самый последний срок – это шесть лет. Если до шести лет ребенок не выведен из дикого сообщества, то есть из среды животных, то тогда разговорить такого ребенка практически невозможно.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять? Начните, наверное, всё-таки не с речевых занятий, а с занятий с психологом, потому что, может быть, там проблема-то не речевая. Есть дети абсолютно незрелые, и нужно начать играть, а в игре появится и желание повторять и взаимодействовать. Сейчас очень много игровых терапий (директивная и недирективная, песочная, флортайм и др.).

Билингвы

– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ребенка-билингва. Посоветуйте, как лучше обучать ребенка другим языкам, нужно ли одному родителю говорить с ребенком на двух языках или по правилу “один человек – один язык”?

– Надо помнить, что речь формируется до пяти лет, то есть в пять лет – это речь взрослого человека, поэтому, если ребенок попадает в некую речевую задержку, то есть до трех лет неправильно формируется речь в структуре нашего языка – мало слов, короткие предложения или их совсем нет, то, конечно, вводить такому ребенку второй язык чревато, потому что он не усваивает систему даже родного языка. Если же ребенок вполне справляется со своим родным языком, то есть хорошо усваивает, например, русский язык, то ничего плохого нет в том, что с ним будут говорить и на втором языке. Возможно, в таком случае будет небольшая задержка в формировании речи на обоих языках, а в совокупности – всё равно достаточно приличное развитие, тогда ребенок будет знать два языка.

Такая практика была в Советском Союзе, во многих республиках обязательно изучался родной язык и вторым изучался русский. И мы знаем, что практически все жители бывших республик Советского Союза кроме своего языка прекрасно владеют и вторым, русским, языком.

В каких случаях я всё-таки не рекомендую говорить сразу на двух языках? Когда идет грубая задержка речи или совсем речь отсутствует, тогда лучше, чтобы ребенок говорил на каком-то одном языке, неважно, на каком. Понятно, что русский – очень сложный язык, и замечательно, когда первый – русский язык, просто из-за того, что он очень богатый, красивый, многоплановый, и тот, кто знает русский, вполне может усвоить и какой-то другой язык.

В моей практике был ребенок с похожей ситуацией, папа – испанец, мама – русская, они жили в Валенсии, ребенок говорил сразу на двух языках, мама с ним говорила на русском, папа говорил на испанском, даже на каталонском, но всё-таки больше присутствовал именно испанский язык. И ребенок попал в ситуацию вот этого двуязычия при наличии небольшой задержки, с которой он вполне бы справился, но тут мама взяла еще и бонну, которая владела английским языком. И произошла некая путаница: ребенок сразу с тремя языками, совсем маленький ребенок, ему было два года с небольшим.

Я сразу задала маме вопрос: а как ребенок отреагировал на появление бонны? «Негативно», – сказала мама, но это и понятно, ребенок уже был достаточно большой, и вдруг ни с того ни с сего он попадает в ситуацию безречья. Когда я посмотрела ребенка, я посоветовала родителям на короткий срок убрать все языки, кроме испанского, потому что ребенок ходит в детский сад, где дети говорят на испанском языке, «а русский в любом случае ваш ребенок будет знать, потому что вы – носитель языка, вы достаточно часто приезжаете в Россию».

Мама приняла мой совет, и в течение полугода они говорили с сыном только на испанском языке. Через полгода я посмотрела этого ребенка, он прекрасно говорил на испанском, и когда я его спрашивала по-русски что-то простое, он понимал. С этого момента было ясно, что ребенок вполне в системе испанского языка и вот-вот начнет говорить по-русски тоже.

Вопросы читателей

– Девочка в 2,5 года говорит много, но иногда в начале фразы сильно заикается. Это нормально?

– Очень трудно сказать заочно, заикание это или полтерн (запинка). Да, это может быть просто запинка, и это пройдет. Может быть, это заикание, то есть уже не просто запинка, тогда – да, нужно обращаться к специалисту, причем не к одному: к неврологу и логопеду. Нужно работать над дыханием, над плавностью речи.

Иногда так бывает в таком возрасте из-за того, что ребенок начинает бурно и много говорить, поэтому артикуляционный мышечный аппарат не справляется, ребенок начинает заикаться. Это может пройти само собой, но лучше, чтобы посмотрел специалист.

– Девочка в 1,8 болтает на своем тарабарском, можно различить только «мама», всё остальное непонятно. Надо ли что-то делать?

– 1,8 – это возраст, когда появляется короткая фраза, и у детей обычно достаточно много слов. У ребенка есть речевая задержка: ребенок не говорит словами и короткими фразами.

Надо ли что-то делать? На подобный вопрос я уже отвечала, посмотрите выше.

– Ребенок пойдет в садик в сентябре и будет самый младший в группе. Там будут дети, которые почти на год старше и которые очень хорошо и свободно говорят. Такая разница не навредит ребенку? Или же, наоборот, поможет заговорить?

– Нет, не навредит. Наоборот, хорошая, четкая и достаточно правильная речь более старших детей – это хороший образец для ребенка. Не знаю, поможет это заговорить или не поможет, разные ситуации могут быть, но вполне может быть, что и поможет.

– Ребенку три года, до двух лет развивался нормально, было много отдельных слов и простых фраз. В два манифестировала эпилепсия, и речь постепенно пропала. Есть ли какие-то методики для занятий дома? Эпилептологи говорят, что пока приступы не купируются, прогресс речи можно не ждать.

– Я уже называла эти методики, принципиально нет других методик для детей с эпилепсией или с каким-то другим нарушением. Да, я согласна, пока не будут купированы приступы, большая вероятность, что речь активно развиваться не будет, потому что каждый приступ откидывает развитие ребенка назад, погибают нервные клетки, которые, может, потом и восстановятся. Но самая главная задача – купировать у ребенка приступы.

– У мальчика в 2,10 небольшой запас слов, простые предложения из двух слов. Надо ли обращаться к специалисту?

– Да, у ребенка задержка речевого развития. Еще раз повторяю, что ближе к трем годам уже должны быть развернутые фразы. Да, первый врач – это невролог, а далее – обязательно поход к логопеду.

– Мальчик почти в три года говорит практически все слова, но в общем речь очень плохая. Половину слов даже родители понимают с трудом, странно строит предложения (например, “я, Никита, пойду не” вместо “я пойду”), нет звуков “р”, “ш”. Как это могут исправить родители? Может ли помочь логопед?

– По поводу звуков можно подождать, потому что в этом возрасте дети могут еще не выговаривать сложные звуки. Может ли помочь логопед с развитием речи? Да, может помочь. Если ребенок искажает структуру предложения – «я, Никита, пойду», вместо «я пойду», здесь уже работу над грамматикой начинает логопед. Без фанатизма, но начинать нужно.

– Девочка в 2,5 говорит смазанно, предложения короткие и кривенькие. Невролог прописал пантогам и магне Б6. Есть планы идти в логопедический сад, сначала в ГКП. Что бы вы еще посоветовали в этом случае?

– Повторяю, что не моя компетенция опровергать или назначать медикаменты, но могу сказать, что очень часто детям с такими жалобами действительно назначают витамины и какой-нибудь ноотропный препарат, это достаточно распространенная практика. Ребенок еще маленький и нельзя сказать, почему она смазанно говорит, не выговаривает большое количество звуков.

То, что вы собираетесь в детский сад или в группу ГКП, это вполне оправданно, это правильный ход. Соответственно, там ребенок сперва начнет заниматься с психологом, а потом, возможно, с логопедом, и постепенно будут вводиться занятия по стабилизации речи, по постановке звуков.

– Можно ли начинать коррекцию логоневроза в три года? И нужно ли это лечить препаратами?

– Лечение препаратами – это ведение невролога. Да, мягкие седативные препараты при заикании дают. Но надо разбираться с природой заикания, почему назначили ребенку именно этот препарат. С трех лет ребенок попадает в группу риска по заиканию, потому что активное речевое развитие ребенка и желание говорить часто опережают возможности артикуляционного аппарата, и может быть заикание. Вполне возможно, что оно очень скоро пройдет, тогда и препараты не понадобятся. Но если это не ложное, а истинное заикание, то с этим должен разобраться невролог.

Нужно ли заниматься с ребенком трех лет? У меня есть такое пожелание: во-первых, раз так активно и бурно ребенок реагирует на речь, тогда во всех остальных областях должно быть полное спокойствие. Может быть, есть смысл ограничить яркое речевое развитие ребенка, пусть он будет говорить в семье много, но, скажем, ограничить общение с другими детьми. Хорошо бы поехать отдыхать на море, в горы, выбирать разные прекрасные места для отдыха, чтобы нервная система ребенка была спокойной, то есть этот период провести в несколько расслабленном состоянии. Это раз.

Второе: возможно, у этого ребенка сбито дыхание. Тогда вполне можно работать с дыханием. Конечно, в три года уровень произвольности еще низкий, но легкие дыхательные упражнения в игровой форме вполне можно проводить.

– Ребенок 3,5 лет меняет в словах буквы “г” и “д”, “к” и “т”. Что делать?

– Всё просто: обратиться к логопеду. Это совсем легкий дефект, несколько занятий – и логопед поставит ребенку эти звуки, а вы только автоматизируете, введете их в речь.

– Как правильно развивать речь у ребенка 1,6, который говорит мало слов? Какие базовые подходы использовать?

– В 1,6 с ребенком нужно активно жить в игре. Посвящайте своему ребенку много времени. Да, личное время у него и у вас тоже должно быть, но, самое главное, если вы играете с ребенком, то играйте с ним качественно. Первые игрушки какие? Это животные, машины, куклы – называйте их простыми словами. Ранее я уже говорила: ляля, киса, ава, петя и так далее. И стройте какой-то сюжет, какую-то игру, тогда ребенку с вами будет интересно, и просто потому, что вы говорите с ним на доступном языке. И вообще, дети в этом возрасте очень любят взаимодействовать со взрослыми людьми, просто живите вместе с ребенком и радуйтесь этому общению, и всё у вас будет хорошо.

– Когда ребенок начинает четко произносить звуки, в частности “р”? И если грассирует папа, это же не значит, что и ребенок будет, копируя его, тоже грассировать?

– Если ребенок стал правильно говорить, вероятнее всего, он уже не стал подражать папе. Значит, артикуляционный аппарат сохранен, достаточно правильная – длинная, широкая, не узкая подъязычная связка, так называемая уздечка, и хорошая вибрация кончика языка. И ребенок уже справился с правильным произношением этого звука. То есть он слышал, что в системе языка вот так произносят, и он точно так же стал произносить, не копируя папу.

Может ли попробовать как папа? Может, но вы уже сможете ему сказать, что так неправильно у нас в языке, нужно по-другому.

Могу вам привести такой пример: когда мой сын был маленький, я начинала заниматься с детьми по постановке звуков, ко мне дети приходили домой. Сыну было два года с небольшим, и он стоял около меня и смотрел, как я ставлю звуки другим детям. Он говорил достаточно чисто, выговаривал все звуки, и вдруг стал подражать некоторым детям. Попробовал – и не стал, потому что, в принципе, если ребенок понимает, что так не принято, он не будет это говорить.

[Р] – сонорный звук, достаточно поздно появляется в речи, допустимо по норме речевого развития ближе к пяти. Если всё идет по плану, то беспокоиться не надо.

– В каком возрасте нужно принимать меры для нормального произношения «л», «р»? Мальчику 1 год 10 месяцев.

– В 1 год и 10 месяцев – не нужно. Если он так прекрасно уже начал говорить, вероятнее всего, у него вообще лингвистическая одаренность, такой ребеночек вполне справится и с произношением звуков. Но если даже что-то с мышцами не то, это не большая проблема, я думаю, что логопед вполне может помочь.

– Девочка в 4 года грассирует «р», родители запрещают ей говорить «р», раз не получается. Надо ли беспокоиться из-за грассирования в таком возрасте?

– Когда ребенок начинает искажать звук, заводит не кончик язычной мышцы, а корень, то, вероятнее всего, у него действительно проблемы с произнесением этого звука. То есть ребенок понял, что что-то нужно завести, а завелось то, что завелось, вероятнее всего, звук сам по себе уже не появится. Но, повторяю, что все рекомендации должны даваться ребенку очно, нужно всё-таки посмотреть, не короткая ли уздечка, не слабый ли кончик языка, это функционал логопеда.

Нужно ли запрещать произносить звук? Может быть, и нужно. Что-то в этом есть, не закрепляется неправильный акустический образец. Хотя отсутствие звука – это тоже неправильно. Четыре года – это возраст, который вполне подходит для постановки звуков. Мне кажется, что нужно просто показаться специалисту, и он ответит вам на этот вопрос.

– Читали ли вы роман Валерия Вотрина “Логопед”? Как оцениваете это произведение?

– Нет, я не читала этот роман, но я знаю, что повествование строится от лица логопеда, главные герои – логопед и журналист, просто как у нас сейчас. И что именно они хотят сохранить язык страны. Хороший посыл. Да, спасибо, почитаю.

Конечно, я – за чистоту языка, за сохранение русского языка, за то, чтобы люди красиво и грамотно говорили (выговаривали, в том числе, звуки), у меня есть примеры эталонов логопедов в искусстве. Один из значимых для меня фильмов – это «Король говорит». Во-первых, сам фильм прекрасный. Во-вторых, главную роль логопеда актер играет абсолютно профессионально, могу сказать, что приемы, которые там показаны, очень действенные. Мне кажется, это хороший пример популяризации нашей профессии.

И второй – известный фильм «По семейным обстоятельствам», где логопеда играет Ролан Быков. Это шутка, пародия на логопеда, но она удалась, она крепко приклеилась к логопеду на многие годы. И я всегда и везде говорю: не дай Бог, чтобы так было в жизни, потому что, к сожалению, нет профессионального отбора абитуриентов, то есть многие претендующие на место студента на кафедре логопедии элементарно не умеют выговаривать звуки. Поэтому в каком-то смысле это и фильм-прорицание. Конечно, обидно за профессию. Во времена Советского Союза это была шутка, а сейчас, к сожалению, это не совсем шутка, в ней есть доля правды.

– По какой причине многие абсолютно здоровые и развитые дети при богатом пассивном словаре поздно начинают разговаривать? Это тенденция?

– Нет, конкретно этот факт не является тенденциозным. Попытаться объяснить этот феномен можно несколькими способами, но это только гипотетически, я подчеркиваю это слово:

1. Есть так называемые «дети-накопители», они очень критичны к своей речи. Им не нравится результат, поэтому они молчат или говорят несколько автономно («на своем» языке).

2. Есть «дети – продукты экстравертированного мира», то есть они копируют мир. Приведу такой пример. Многие родители видят своих детей только спящими, няни или бабушки рассказывают детям, что мама и папа много работают. Этот сюжет воплотился в производстве кукол с закрытыми глазами, и, представьте, детям нравится играть с такими куколками, потому что это проекция их собственного мира. Так и ребенок, который хорошо всё понимает и молчит, устанавливает одностороннюю связь по типу работы с компьютером, с ним же невозможно говорить.

Всё-таки это самоуспокоение, так быть не должно, и в помощь нам богатая история развития человечества. Дети с года должны начинать пробовать свой артикуляционный аппарат. Речевая задержка может быть разной. Допустим, ребенок заговорил, родителям показалось достаточно. Но когда такой ребенок попадает во время диспансеризации к логопеду, то выясняется, что есть задержка, более низкий уровень по сравнению со своим потенциальным уровнем речевого развития.

Если ребенок начинает говорить вовремя, то тогда собственный несовершенный продукт продуцирования его самого не смущает, ему всё равно, как говорить, главное, чтобы было само произнесение, удовольствие от самого процесса говорения и радость от того, что доставил приятное взрослым (родственники обычно очень эмоционально реагируют на первые слова ребенка). К счастью, такие дети еще есть.

– Ребенок начал говорить в 4 года. В пять-шесть – было не очень много звуков. В 8 лет – проблемы в письме, пропускает буквы в словах. Ребенок – невнимательный и творческий, может отвлекаться. Можно за лето что-то сделать самостоятельно?

– Можно и нужно. Я рекомендую взять расширенную качественную консультацию логопеда, который занимается нарушением именно письма и письменной речи. Возможно, это не часовая, а двухчасовая консультация, где логопед подробно объяснит, как заниматься с ребенком, предложит пособия, по которым можно заниматься. Лично я очень люблю консультировать таких родителей, потому что если родитель мотивирован, задает такой вопрос, значит, вероятнее всего, мои рекомендации выполнит. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь, с большим желанием вам поможем.

– Мальчику почти 5 лет, он плохо разговаривает, не умеет строить предложения, не выговаривает «р» и «л», говорит односложными предложениями. Каковы у него шансы?

– Пять лет – это еще очень хороший возраст для того, чтобы стабилизировать все функции, в том числе и речевую. Впереди у вас до школы два активных года, очень рекомендую организовывать качественные занятия не только с логопедом, но и с психологом, подключить занятия с нейропсихологом, причем начать с сенсомоторной коррекции, затем включить когнитивную коррекцию. Хотелось бы, чтобы с ребенком занимался психолог по развитию высших психических функций. Что касается логопеда, то нужно развивать и лексико-грамматическую, и фонетико-фонематическую сторону, это принципиально разные занятия.

Если у ребенка проблемы с дыханием, с просодикой, значит, надо подключить какую-то аппаратную коррекцию, например, биологическую обратную связь, чтобы формировалось диафрагмальное дыхание, был длинный выдох. Возможно, если у ребенка проблемы со слуховым восприятием, подключить Томатис. То есть включить комплексную коррекцию, тогда будет успех. Комплексный подход вытягивает любого ребенка.

Удачи вам!

Подготовила Тамара Амелина

www.pravmir.ru

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п. Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Фото: 3643825, pixabay.com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!» Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта. Фото: timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице. Фото: zilaseger, pixabay.com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики гладят ручки. Маленькую девочку (маленького мальчика)

говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить. Теги: полезные советы, развитие речи, обучение малыша

shkolazhizni.ru

Как научить ребенка говорить без логопеда

Методика из личного опыта по обучению правильной разговорной речи у детей.

Как научить ребенка говорить? Что делать, если малыш знает мало слов для своего возраста? Как помочь малышу? Можно ли заниматься с ребенком самостоятельно?

Наверное нет такого родителя, который не хотел бы научить говорить свое чадо как можно раньше. Ведь как просто было бы понять, чего хочет ребенок, умей он разговаривать! Но, как говорится, мечтать не вредно. Ни одно новорожденное существо на Земле не умеет изъясняться с рождения. Но у всех есть одна общая черта – все умеют кричать. И у ребенка именно крик можно назвать первыми зачатками речи. Но постепенно крики утихают и наступает время первого «гуканья». Наверняка каждый из родителей хочет, чтобы ребенок сначала сказал «папа» или «мама», поэтому повторяют эти слова постоянно. Постепенно ребенок привыкает к этим звукам и начинает пытаться их повторить.

Каждый день ваш а кроха открывает для себя что-то новое и неожиданное. В возрасте до трех лет он способен как губка впитывать все эмоции, опыт и знания своих близких. Поэтому лучше, чем заботливая и любящая мама, никто не сможет научить ребенка говорить.

Говорите с ребенком всегда и чаще

Для ускорения развития речи рекомендуется постоянно говорить с ребенком. Причем, это необязательно должен быть содержательный разговор об этногенезе или теории большого взрыва. Достаточно просто озвучивать ему все, что вы делаете. Любите читать новости – читайте вслух, ребенок будет прислушиваться к вашему голосу и иногда пытаться воспроизвести некоторые звуки. Идете в магазин – перечислите малышу, что вы хотите там купить и зачем, а в самом магазине можете предложить выбрать цвет, размер или просто посчитать фрукты. Идете на прогулку – обсудите с ребенком всех кошечек, собачек, птичек. Даже если ребенок в вами не говорит, он накапливает пассивный запас слов (слова, которые малыш знает, но пока еще не может произнести). Вводите в речь больше глаголов. С их помощью ребенок потом научится строить простые предложения.

Если ребенок берет какую-то игрушку, всегда проговаривайте, как она называется. Задавайте вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”.

Важно, чтобы с ребенком именно говорили, а не просили повторять слова. Ребенок – не попугай, он не станет повторять все по вашему заказу. Проговаривайте слова по многу раз. Дети учатся во время повторения. Регулярно возвращайтесь к знакомым словам, чтобы закрепить пройденное.

Научите ребенка говорить по телефону

После года детки начинают подражать взрослым. Почти все интересуются телефоном. Почему бы это не использовать? Объясните малышу, что разговаривая по телефону, собеседник его не видит, поэтому мычание и жесты тут не помогут. Попросите бабушек или подруг поучаствовать в разговоре. Они вам точно не откажут. Можно начать с простых вопросов, на которые можно ответить “да” или “нет”. По мере освоения речи усложняйте задачу.

Больше и больше вопросов!

После работы пускай папа спросит: “Где вы были? Что видели? чем занимались?”. Поначалу ребенок не сможет самостоятельно ответить, вы ему помогите: “Давай расскажем папе, как мы гуляли, какую красивую бабочку нарисовали и т. д.”. Со временем он и сам начнет рассказывать обо всех событиях. Отвечая на вопросы, малыш научится говорить, выражать свои мысли, а главное думать!

Используйте картинки и обучающие карточки

Для зрительно-слухового восприятия хорошо подойдут картинки, где изображен предмет и буква. Важно связать слово с образом. Для этого показывайте ребенку карточку с картинкой и спрашивайте, что там нарисовано, какого оно цвета, размера, формы. Если ребенка не заинтересуют карточки, пробуйте обучать в игровой форме. Можно поиграть с карточками в прятки – спрятать под игрушками или в книжки, а затем вместе их искать.

Не сюсюкайте

Не стоит использовать упрощенные названия, вроде «бибика», «кытя» и т.д. Называйте вещи полными словами. Если носорог – то так и говорите. Т.к. в ином случае, в процессе взросления ребенок не сможет понять, почему раньше эта игрушка называлась «бибика», а сейчас это «машинка». Это лишь вызовет путаницу в его голове.

Данное правило к звукам не относится. Произношение отдельных звуков пойдет малышу на пользу. Говорите малышу, как лает собачка, мурлычет кошка, капает вода. Если ребенок при виде собаки скажет “гав-гав”, то это уже неплохо.

Читайте книги вместе с ребенком

Найдите яркие и красочные книги, соответствующие возрасту. Читайте вместе с ребенком, рассказывайте ему сказки, комментируйте сюжет и дополняйте. По уже знакомым сказкам можно устраивать домашние инсценировки с игрушками (можно даже вылепить персонажей из пластилина или вырезать из картона). Когда ребенок знает сказку, он чувствует себя уверенней и может сопровождать действия словами. Со временем сюжет сказки можно менять. У многих детей такие спектакли вызывают восторг!

Читайте ребенку стихи – рифма как ничто другое благоприятно воспринимается малышом на слух. Включайте ребенку песенки из мультфильмов, с музыкой слова запоминаются легче. Сами посудите – услышав песню по радио несколько раз, вы невольно запоминаете ее слова, а прочитав скучную статью в газете, вы можете совсем ничего не запомнить.

Пробуйте заниматься по альбомам по развитию речи. Пожалуй, это самый простой способ помочь малышу пополнить словарный запас. В них обычно собраны очень реалистичные иллюстрации с комментариями и заданиями для родителей. Даже фантазия не нужна, все уже придумано до нас.

У нас с дочкой есть отличный альбом, по которому мы занимались каждый день. Примерные варианты заданий:

  • найти собачку на картинке;
  • сказать, как называется предмет, на который мама показывает пальцем;
  • найти большие (маленькие, толстые, тонкие, длинные, короткие) предметы;
  • найти все предметы заданного цвета или формы;
  • спросить ребенка, что делает собачка, попросить описать ее;
  • после трех лет ребенка можно попросить что-то посчитать или даже составить рассказ по серии картинок.

На фотографии примеры страниц из книги «Годовой курс занятий для детей 2-3 лет». Немного пользовались альбомом по развитию речи Володиной В. С.

При выборе книжки или альбома обращайте внимание, чтобы все слова и картинки были понятными. Такие слова как “эму” в азбуке у меня всегда вызывали много вопросов. Но больше всего меня удивила “йольдия”! Интересно, а автор той азбуки в три года знала такое слово?

Развивайте мелкую моторику

Разрешайте ребенку трогать предметы на кухне, брать крупы, макароны (под присмотром, конечно). Моя дочка всегда любила переливать водичку из стакана и бутылку и наоборот, пересыпать гречку ложкой. Особенной популярностью пользовалась у нас сенсорная коробочка. Она брала оттуда ракушки, бусины, стеклянные камушки, сортировала и называла их.

Привлекайте ребенка к домашним делам. Пускай поможет вам слепить сырники или выложить ягоды на пирог. Моя дочка всегда помогает мне разгружать посудомоечную машинку. В это время я называю ей каждый предмет, а она повторяет. Ребенка постарше можно попросить посчитать тарелки, вилки, ложки.

Лепка из пластилина тоже хорошо развивает моторику пальцев. Лепить фигурки или картины из пластилина очень увлекательно. В готовую картину можно добавить бусин или детских макарон.

Говорят, что речевая активность ребенка находится у него на кончиках пальцев. Именно поэтому так важно развивать мелкую моторику. Стимулировать развитие речи ребенка вы можете уже с рождения, делая ежедневный массаж руками или массажными шариками.

Побуждайте ребенка говорить

Часто малыши тянут руку к предмету, тем самым просят его дать. Неопытные родители слишком рано пытаются исполнить молчаливую просьбу. Не торопитесь, сначала скажите ребенку, что вы его не понимаете, а затем объясните, как он должен попросить. Для убедительности можно предложить малышу предмет, находящийся рядом. Научите кроху говорить “дай” и “на”.

Что делать, если ребенок говорит на своем “тарабарском”?

В период активного развития речи и формирования словарного запаса, произношение отходит на второй план. Малыш так хочет вам все рассказать, что не замечает ошибок. Относитесь к этому спокойно. Можно ненавязчиво поправлять, например, в форме вопроса. Обращайте внимание на свою речь, проговаривайте окончания, говорите четко. Обычно этот период проходит довольно быстро. Следите за своей речью, тогда и кроха скопирует вашу артикуляцию.

Чтобы помочь малышу, займитесь артикуляционной гимнастикой. Делайте по 2-3 упражнения в лень. Многие малыши с удовольствием вытягивают губы в трубочку, надувают щеки и изображают лошадку.

Осторожнее с мультиками

Сейчас много полезных развивающих мультфильмов. Безусловно, они помогают в освоении речи. По “малышарикам” моя дочка учила слова “длинный”,”короткий”, “красный”,”синиц” и т.д. Очень удобно оставить ребенка перед телевизором и идти готовить. Но, несмотря на явную пользу, время просмотра должно быть ограничено. Длительные посиделки перед телевизором снижают активность собственной речи. Речь нужна для общения, перекос в сторону слушания мешает крохе “разговориться”.

Примерные сроки формирования речи:

До 1 года: в первые месяцы ребенок кроме гласных звуков ничего произносить не умеет. Далее к гласным звукам прибавляются парочку согласных. «Гуканье» становится более осознанным, есть определенная привязка к предметам и людям.

От 1 до 2 лет: все так же в речи преобладают слоги, ближе к двум года может появится пару слов, вроде «мама», «баба», «папа». Не стоит ждать много от ребенка на этом этапе. Ведь зачастую ребенок просто не хочет говорить, ему хватает уровня слогов. Проверить это легко – берете какую-нибудь книгу с картинками, которую вы частенько разглядывали с ребенком, и спрашиваете его, где, например, здесь солнце? Если ребенок сразу покажет на солнце, значит он все понимает, знает как произносится это слово и что оно означает.

3 года: вот здесь-то и начинается самое вкусное. Ребенок начинает говорить. Причем не просто произносить отдельные слова, а пытается вложить в них смысл интонацией. Начинает задавать простейшие вопросы, вроде «где?», «как?» и т.д. Именно в три года у большинства начинается стремительное развитие речи.

Не нужно брать перечисленные выше сроки за идеал – это всего лишь обобщенные данные. Поэтому не стоит на ранних этапах (до двух лет) требовать от ребенка пересказать Шекспира в оригинале или вести диалог с вами на равных. Каждый человек уникален в своем роде и каждый развивается по-своему.

В заключение

Начните обучение с простых слов, состоящих из знакомых звуков. Не требуйте от малыша запомнить все и сразу, пускай он выберет свой темп освоения речи. Постоянное общение с родителями поможет крохе заговорить. Все зависит от вашей фантазии и находчивости. Надеюсь, мои советы помогут вам научить ребенка говорить. Своим опытом вы можете поделиться в комментариях.

инф

s-zametki.ru

Как научить ребенка говорить буквы: комплексное развитие речи

Речь – основное средство коммуникации у людей. Поэтому так важно, чтобы у ребенка она развивалась правильно. Один из показателей – четкое произношение всех звуков к 5–6 годам. И без родительской помощи малышам здесь не обойтись. Как научить своего ребенка правильно говорить все буквы? Что для этого нужно делать?

Немного «общей теории»

Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.

  • Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
  • С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
  • В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
  • К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
  • В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).

Становление речи и родительское участие

Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.

Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.

Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

  • Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
  • Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
  • Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.

Что именно развиваем?

В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:

  • пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
  • перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
  • шнурование, застегивание молний, кнопок;
  • закручивание крышек на бутылках;
  • рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
  • рисование красками, лепка;
  • нанизывание больших бусин на веревочку.

А чтобы речевой аппарат находился в хорошей форме, его нужно постоянно тренировать. Для этого разработаны специальные комплексы артикуляционной гимнастики. Они помогают губам, языку, челюстям, щекам ребенка приобрести нужную силу, тонус, подвижность и управляемость, научиться правильной силе и направлению подачи воздуха при говорении, сделать речь ритмичной и красивой. Только правильная работа этих органов поможет малышу освоить нужное произношение. Об артикуляционной гимнастике подробно мы рассказывали в данной статье.

Начиная любые занятия с дошкольником, помните, что длиться они должны не более 15 минут. Обращайте внимание на настроение малыша и готовность принять игру. Если он не хочет – не настаивайте, не принуждайте (тем более, не сулите «кару небесную»!). Иначе, однажды ощутив такое отношение, ребенок может на всю жизнь потерять интерес ко всякому обучению или вовсе возненавидеть его.

Подготовка к постановке звуков

Не нужно дожидаться 5–6 лет, чтобы увидеть, что ребенок не выговаривает какие-то буквы. Очень часто проблему можно предотвратить (к тому же, это гораздо легче, чем потом исправлять). Чтобы научить ребенка говорить какой-либо звук, достаточно лишь систематически выполнять комплекс упражнений, который вместе с артикуляционной гимнастикой поможет органам малыша «понять», как вести себя при произнесении тех или иных звуков. Или букв – многие называют это так (хотя звук – правильнее: буква – это графическое начертание звука).

Итак, логопедические упражнения, которые помогут ребенку выговаривать звуки, могут быть такими.

  • Укрепляем мышцы языка, чтобы он мог долгое время находиться вверху за верхними зубами в поднятом состоянии. Это определяющий момент для того, чтобы выговаривать звуки [ч], [щ], [ш], [ж], [л] и [р] – проблемные для многих деток. Для этого подойдут речевые игры (лучше проводить их в стихотворной форме, с некоторой театрализацией процесса), в которых малышу придется много раз повторять: «ты-ды» («тын-дын»), «так-так», «ды-ды», «да-да». Это те слоги, при которых приходится поднимать и удерживать язычок наверху. Здесь важно варьировать силу голоса, интонацию, скорость произношения, а также следить, чтобы кончик языка ребенка во время упражнений не опускался к нижним зубам, а все время находился за верхними.
  • Укрепляем корень языка, чтобы он мог подниматься к нёбу. Это необходимо для произношения звуков [г], [к], [х]. Пусть ребенок представит, что он – меткий стрелок, перед которым находится тир с мишенями. Его задача – «поразить» все «мишени» из ружья (выстрел – это «кх-кх»). «Стрелять» можно, пока ребенок не устанет. Можно воплотить тир в реальность, развесив мишени и дав малышу водяной пистолет. Стрелять он должен с тем же звуком: [кх].
  • Учим малыша смыкать губы. Аденоиды, неправильный прикус или другие особенности могут стать причиной того, что ребенок не может плотно сомкнуть губы. При этом сильно страдает произношение звуков [п], [б], [м] (это как раз «губные» звуки). Чтобы научить малыша их выговаривать, можно поиграть в барабанщиков или в дождик с громом – главное, чтобы во время такой игры он произносил характерные слоги: «бом-бом», «бум-бум», «бух-бух» и т. д. Нужно следить, чтобы губки малыша при выполнении таких упражнений смыкались очень крепко, даже слегка «переигранно». Так быстрее укрепятся мышцы вокруг рта, и ребенок сможет смыкать губы. Соответственно, будет готов произносить сложные пока что для него губные звуки.
  • Разрабатываем щечки. С помощью игры в «хомячка» малыш научится работать щеками – они ведь тоже участвуют в произношении. Предлагаем ему надуть щечки, как будто ротик набит едой, и начать сосредоточенно «пережевывать» (щеки надуты, губы сомкнуты). При этом работают также челюсти и практически все мышцы лица.

«Ставим» звуки

Если после таких занятий ребенок не сможет выговаривать какие-то буквы, можно попробовать поставить каждый «западающий» звук с помощью специальных логопедических хитростей. Чаще всего это получается даже без помощи специалиста, в игровой форме.

  • Звук [с] может получиться, если попросить ребенка поиграть в тишину (произнести «т-ссссс», растягивая «сссс»).
  • Звук [з] получается аналогично, только нужно добавить голос.
  • Чтобы произнести [ц], можно изобразить «тревожную тишину» — «тс-тс-тс».
  • [ш] получится, если во время произношения малышом звука [с] приподнять его язычок с помощью ложечки вверх, к нёбу.
  • [ж] выходит аналогично, только от звука [з].
  • Звук [ч] можно услышать, если ребенок будет произносить «ть-ть-ть», а взрослые в это время сдавят пальцами его щечки.

А вот упрямый [р] часто требует помощи логопеда. Но это не страшно: специалист может довольно быстро помочь ребенку (иногда хватает 2-3 занятий).

Для закрепления в речи малыша выученных звуков прекрасно подходят скороговорки и чистоговорки, стихотворения с акцентом на какой-то звук, карточки с изображениями предметов на нужную букву.

Если же малыш, даже несмотря на систематические домашние занятия, не может осилить какой-то звук, следует посетить логопеда. Не исключено, что проблема кроется в каких-либо физиологических особенностях ребенка (неправильный прикус, короткий язык или подъязычная уздечка, дефекты нёба, сильный тонус мышц или другие проблемы). Возможно, малышу нужны индивидуальный подход, курс специального логопедического массажа, лечение у невролога или даже хирургическая коррекция. Но пускать ситуацию на самотек нельзя: пока не будут приняты все необходимые меры, ребенок просто не сможет произносить правильно те или иные звуки.

Начиная логопедическое занятие со своим ребенком, уберите все отвлекающие предметы из зоны обзора, выключите компьютер и телевизор. Разложите рисунки или карточки, которые вам понадобятся для работы (игры!), обязательно возьмите зеркало: так ребенок будет видеть и ваши действия, и свои.

Итак, сами по себе звуки не «посетят» речь малыша. Заниматься развитием артикуляции, словарного запаса, мелкой моторики нужно постоянно. Тогда результаты не заставят себя ждать. Ну а если обнаружатся какие-либо проблемы, своевременное их решение обеспечит ребенку нужный речевой прогресс. Ведь, как было сказано вначале, речь – основное средство коммуникации в нашем обществе.

razvivashka.online


Смотрите также

Дети учатся распознавать злость с 15 месяцев
Согласно данным одного из недавних исследований, дети в возрасте 1 года и трех месяцев уже способны распознавать эмоции. Такое умение малыши приобретают благодаря окружающим их людям.
Как распознать и победить агрессию
Если ваш ребёнок долго копается, собираясь в школу, не реагирует на ваши замечания и поручения, намеренно тянет время и молчит, когда вы его зовёте, то налицо все признаки пассивной агрессии. Таким поведением могут отличаться необщительные и плохо идущие на контакт дети. Из-за неумения высказывать то, что их беспокоит и чем они недовольны, дети ещё сильнее замыкаются в себе и всё больше начинают вас нервировать и выводить из себя.
Лидерство – качество приобретенное
Американские учёные установили, что лидером можно стать в процессе воспитания и получения необходимых навыков. Лидерским качествам можно легко обучиться, если захотеть этого. Умение организовывать и управлять людьми и консолидировать внимание на собственном мнении, всего на 30% зависит от родительских генов. Остальную часть лидерских способностей можно получить, приобретая необходимые навыки.
Улучшить речевые навыки детей можно задолго до того, как они научатся говорить
В первые дни жизни, когда ребенок начинает обращать внимание на звуки, лучше всего начать проводить с ребёнком начальные речевые тренировки, чтобы улучшить разговорные навыки и подготовить к изучению языков. Это ускорить увеличение мозговых областей, отвечающих за улучшение восприятия и создание речевого аппарата.
Ученые установили связь между лишним весом и будущим карьерным ростом
Шведские учёные, изучающие статистические данные о демографической ситуации в скандинавских странах определили, что дети, страдающие от лишнего веса, повзрослев, будут зарабатывать на 18% меньше, чем их худые сверстники.
Чем сладости вредны для растущего организма
Предметом очередного исследования ученых стали сладости и их воздействие на подрастающих детей. Учеными из Соединенных Штатов Америки было выявлено, что сладкие продукты наносят непоправимый вред здоровью поколению подрастающих детей.
Проблемы с питанием в младших классах
Учёные установили, что серьёзные расстройства приёма пищи, отказ от неё или неконтролируемое поедание, и связанные с этим булимию или анорексию можно распознать у детей в возрасте восьми лет. Хотя расстройства, связанные с излишним приёмом или отказом от пищи всегда считались проблемами подростков, но признаки их появления можно заметить уже в младших классах.
Почему дети отказываются пробовать новую еду?
Многие дети в возрасте двух лет могут быть подвержены неофобии. Это явление, когда люди боятся пробовать что-то новое. И важно понять, почему и из-за чего у ребёнка возникает такая реакция на новую и незнакомую еду. Это необходимо для того, чтобы однообразный и привычный рацион не привёл детей к ожирению и серьёзным нарушениям со здоровьем.
Как бороться с ожирением у детей
Врачи разработали эффективную схему по борьбе с лишним весом у детей. По принципу применения и функциональной зависимости она схожа с взрослой методикой. Для начала необходимо завести дневник и заносить в него все приёмы пищи и количество еды, которую съедает ребёнок в течение дня. А также отметить насколько активно ребёнок проводит день.
Шоколад помогает подросткам не набирать вес
Испанские учёные заметили связь между количеством шоколада, который употребляют подростки и содержанием жира у них на талии и в теле. Оказалось, что те ребята, которые регулярно едят шоколад, имеют меньшую жировую прослойку, чем подростки, не употребляющие это лакомство.