Rss  |   О сайте  |  Связаться с нами  
Молочница, или кандидоз у беременной женщины – явление нередкое. Грибок рода Кандида, вызывающий это заболевание, может длительное время находиться в организме здоровой женщины, при этом не доставляя ей никаких неудобств.
Каждая беременная женщина понимает, что нельзя простыть или заболеть. Но что делать, если у вас поднялась температура, течёт из носа и болит горло? Вот несколько простых советов.
Появление УЗИ вроде бы решило проблему определения пола ребёнка, но многие до сих пор верят народным приметам. Некоторые из них очень даже забавные.
Бесплодие – это проблема 12% семейный пар на земле, о которой не принято говорить вслух. В рамках американской недели борьбы с бесплодием участницы родительского форума газеты The Huffington Post высказались, что они думают по этому поводу и какими словами хотят поддержать семейные пары, столкнувшиеся с этой проблемой.
Новости в картинках:


Когда начинать говорить с детьми о деньгах


Когда начинать говорить с детьми о деньгах?

Всем привет! Это MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

Когда начинать говорить с детьми о деньгах? И о чем говорить?

Специалисты рекомендуют начинать активно говорить с детьми о деньгах примерно с 5-7 лет, когда ребенок учится читать и считать.

С этого возраста необходимо постепенно вводить и объяснять такие понятия и механизмы, как откладывание денег (сбережения), процент, зарабатывание денег и их трата, объяснять разницу между «хотелками» и необходимыми покупками, помогать определяться с будущей профессией, объяснять, что такое предпринимательство, объяснять, как работают заемные деньги, кредитные карты, объяснять как вы делаете выбор в пользу той или иной покупки и т.д.

Для объяснения этих вещей нет лучшего инструмента, чем сами деньги.

Дети и Деньги - Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная  с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг. Смотрите здесь!

Карманные деньги

Я большой сторонник использования карманных денег, т.к. это один из самых эффективных способов научить ребенка управлять деньгами, понимать их ценность, учиться на небольших ошибках! Установите правила, что покупаете вы (базовая одежда, еда, транспорт, расходы на школу) и что покупает, частично или полностью, ваш ребенок из карманных денег.

Начинайте с маленьких сумм и платите их раз в неделю, далее по мере взросления и роста потребностей, увеличивайте суммы, но платите их реже. Это научит ребенка рассчитывать и планировать деньги.

Карманные деньги приучат к тому, что деньги всегда даются за что-то и не даются просто за то что «ты моя любимая доченька или сынок». Это будет гораздо более эффективным, чем вы будете говорить детям про то, что деньги не растут на деревьях.

Но увеличение денег должно происходить только с ростом доверия и ответственности, которые ребенок должен заработать.

Также читайте: Платить ли детям деньги за хорошие оценки в школе или нет? Карманные Деньги — Руководство для родителей. Сколько, Когда и За Что давать.

Наличные

Я рекомендую начинать общение с использованием наличных, чтобы дети видели, как эти бумажки приходят и что они уходят, когда вы совершаете покупки. Поэтому, если берёте ребенка в магазин, берите с собой наличные, а не карточки.

К тому же, используя карты, вы посылаете детям очень неправильный сигнал – что есть волшебная карта, на которой не заканчиваются деньги и что пользоваться картами (особенно кредитными) – это норма.

В тему: Вся правда об электронных деньгах! Результаты удивительных исследований

Ошибки

Если выданные на неделю карманные деньги были потрачены ребенком за один день, ни в коем случае не восполняйте ему потраченные деньги. Этот урок (недорогой, т.к. суммы очень малы) он должен усвоить сам.

Такэе читайте: 12 уроков, которым должен научить своих детей каждый отец.

Не бойтесь испортить детей деньгами

Не нужно бояться испортить деньгами детей, не деньги делают людей плохими, а люди используют деньги хорошо или плохо. Гораздо хуже будет воспитать тепличного ребенка, который не будет знать, как обращаться с деньгами, и поэтому будет совершать горькие и дорогие ошибки.

В тему: Как воспитать благодарных детей?

Не говорите при детях фразы нищих, вроде:

— «деньги это зло» — «не всем дано»

— «мы не можем себе это позволить» — «не все могут быть богатыми»

— «невозможно честно заработать денег» — «дети еще наработаются» — «как тратишь деньги, так они и приходят»

— «деньги для того, чтобы их тратить» и пр.

Например, фраза «мы не можем себе это позволить» будет сигналом ребенку, что вы бедные и что состояние семьи небезопасное. Вместо этого скажите «мы можем это купить, но не будем делать этого сейчас, потому что…»

В тему: Всем известные установки и фразы-паразиты, программирующие нас и наших детей на бедность

👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни! С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

moneypapa.ru

Как разговаривать с детьми о деньгах

В некоторых семьях не принято обсуждать с детьми денежные вопросы. «Им рано думать о деньгах», «вырастут — еще успеют намучиться с финансовыми проблемами», — рассуждают родители. Но детям, которых с малых лет учат обращаться с деньгами, гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни.

Почему важно говорить с детьми о финансах?

Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.

Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

Дети более уязвимы перед мошенниками. Без подготовки ребенок не распознает обман, ведь он пока не понимает рисков и доверяет всем подряд.

Лучше заранее обсудить с ребенком, с какими способами мошенничества он может столкнуться и как действовать в таких ситуациях. Например, хакеры взломали страницу друга в соцсети и от его имени попросят перевести деньги. Или пришло СМС-сообщение о том, что якобы по ошибке сделали перевод не на тот номер телефона и просят вернуть эту сумму. Необходимо объяснить ребенку, что подобные сообщения надо проверять: уточнить у друга по телефону или при встрече, действительно ли это он просит деньги, посмотреть баланс телефона — был ли на самом деле перевод. А лучше позвать на помощь родителей.

Если ребенок с детства научится внимательно и осторожно действовать в финансовых вопросах, это убережет его от крупных потерь в будущем.

Правило № 1. Объясняем в игровой форме

Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.

С малышами можно начать с простого:

  • Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.
  • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.

  • Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.

Для младших школьников подойдут игры посложнее:

Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.

Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?

В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.

Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.

Правило № 2. Поощряем детские накопления

Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.

Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения. 

Правило № 3. Доверяем детям покупки

Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.

Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

Правило № 4. Учим управлять бюджетом в быту

И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить весь класс мороженым?

Объясните ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка на день рождения, — полностью его. А значит — ему решать, как ими эффективнее распорядиться.

Лучше давать ребенку деньги сразу на какой-то период, например на неделю. Ежедневное спонсирование приведет к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы.

  • Первоклашкам можно объяснить, что такое квартплата, семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты.

  • Дети лет с 10 могут выступать «финансовыми консультантами» своей семьи. Научите их бережному потреблению и попросите посчитать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран и не выключают свет.

  • На своем примере родители могут рассказывать, как ведут семейный бюджет. Как вы распределяете зарплату? Сколько денег уходит на обязательные платежи? Сколько вы откладываете на отпуск? Сколько тратите на игрушки и развлечения?

Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела

Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи.

Например, можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.

Правило № 6. Уважаем право ребенка на ошибки

Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Будьте всегда готовы к открытому диалогу, особенно в вопросах финансов. Не бросайтесь сразу же критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а потом поделитесь своим.

Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в будущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.

Правило № 7. Исключаем негативные установки

Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богатство — это плохо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни. Или и того хуже: внушая детям, что богатые люди — это хапуги и торгаши, вы можете вызвать обратный эффект. Например, ребенок будет думать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.

Осторожно комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите. У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.

И ни в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами. И в будущем он может, например, согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы

«Пап, а сколько ты зарабатываешь?» Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, расскажите, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой: «Достаточно для нашей семьи». Если ваш ребенок еще не дорос до совместного планирования общего семейного бюджета, лучше не давайте точных цифр — ему все равно сложно будет оценить, много это или мало.

«Почему у Васи дорогой смартфон, а у меня обычный кнопочный?» Самое главное — не начинать критиковать Васю и его родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. И уж тем более не бегите покупать ребенку в кредит дорогой телефон, чтобы ему было не стыдно перед одноклассниками. Этим вы покажете ему плохой пример управления бюджетом.

Может быть, действительно пришла пора поменять кнопочный телефон на современный смартфон. Но совершенно необязательно тратить на него много денег. Объясните подростку, что стоит обращать внимание на характеристики, которые действительно нужны, а не на бренд. Выберите вместе с ним достойный телефон по приемлемой цене. Так он научится делать осознанный выбор, а не вестись на рекламные уловки. Да и вы не будете переживать, что он потеряет или у него украдут смартфон по цене подержанного космолета.

Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других. Объясните, что все люди, их навыки и то, что сейчас востребовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности. Такой вопрос может стать отличным поводом обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь.

«Как вышло, что тетя Мила потеряла все свои сбережения?» Это хороший повод поговорить про финансовых мошенников и объяснить базовые правила финансовой безопасности:

  • Не записывать ПИН-код на карте и никому его не сообщать.

  • Никогда не выпускать карту из поля зрения, когда расплачиваешься ей где-то. Так, например, в кафе официант должен принести переносной POS-терминал или пригласить вас на оплату к кассе.

  • Немедленно сообщать в банк и родителям, если карта потерялась. А также если вам пришло СМС-сообщение о покупке или снятии денег в банкомате, а вы этого не делали.

  • Не использовать открытые точки Wi-Fi (интернет в общественных местах: транспорте, кафе, кинотеатрах), когда заходишь в интернет-банк или мобильный банк.

  • Не делать покупки в интернете на сомнительных сайтах (например, вас должна насторожить слишком низкая цена на последнюю модель кроссовок в интернет-магазине).

  • Не реагировать на тревожные звонки, СМС, письма или сообщения в соцсетях о том, что вашему родственнику или знакомому нужны деньги. Вместо этого надо сразу звонить родителям или близким, предупредить, что от их имени рассылаются такие сообщения, — возможно взломали их аккаунт или почту.

  • Не переходить по ссылкам в письмах о выигрыше телефона, планшета, ноутбука и прочего. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Скорее всего, по ссылке вы получите только вирус.

  • Не выкладывать в социальных сетях фотографии новых покупок, обстановки в вашей квартире, билетов на самолет или поезд с датами вылета и прилета. Не писать посты о том, как скоро вы уедете на каникулы и дома никого не будет. Так ваш дом может заинтересовать грабителей, пока вы отсутствуете.

Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.

fincult.info

Как говорить с детьми о деньгах

Не так давно я оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Девочка пяти лет, в воспитании которой я участвую, подошла и очень серьёзно спросила:

Тамара, откуда берутся деньги?

Я принялась радостно объяснять (деньги дают за работу и так далее), а спустя буквально пару дней вместо «Папа, купи мороженое», она сказала: «Папа, давай ты пойдёшь на работу, заработаешь денег и купишь мне мороженое». То есть ценность чужого труда девочка пока не поняла, но то, что я ей говорила, впитала моментально. Лично меня это поразило.

Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила

  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал. Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.
  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах. Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

С 3 до 5 лет

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:

  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.
  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.
  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.
  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.
Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:

  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.
  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.
  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.
Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:

  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.
  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.
Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:

  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».
  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.
  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

С 6 до 10 лет

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:

  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.
  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.
  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.
  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».
Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:

  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.
  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).
  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.
Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:

  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.
  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.
  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

С 11 до 13 лет

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.
  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.
  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.
  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.
Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:

  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).
  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.
Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:

  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.
  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.
  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.
  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

С 14 до 18 лет

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:

  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.
  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.
Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.
  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.
  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.
Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:

  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.
  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.
  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие. Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ. Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

И нет, счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем. Хотите этого для своего ребёнка? Начинайте сегодня.

 А может, вы уже говорили с ребёнком о деньгах? Как это было? Вы замечали прогресс после таких разговоров? Если хотите похвастаться, какие у вас умные дети, сейчас самое время. :)

lifehacker.ru

Как говорить с ребенком о деньгах?

  • Говорить об этом нужно. Не стоит считать деньги чем-то неприличным. Честный и понятный разговор поможет ребенку относиться к ним спокойно.
  • Объяснить стоимость вещей. Ясно объясняя, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны, мы знакомим ребенка с устройством нашего общества.
  • Помочь ему повзрослеть. Деньги — один из инструментов для того, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным, ответственным и сделать первые шаги в мире взрослых.

Многим из нас говорить на эту тему кажется неприличным, неловким. Но сегодня наши дети очень рано начинают думать о деньгах как о способе получать удовольствие. Кроме того, во многих семьях деньги часто оказываются предметом споров и беспокойства, средством награды или наказания. Вся эта сложная смесь выражается во множестве предубеждений, которые мы невольно передаем своим детям: «В мире все продается и покупается», «Мы зарабатываем деньги в поте лица». «Эти семейные послания часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными, — объясняет социальный психолог Анна Фенько, — а между тем они оказывают влияние на всю последующую жизнь человека».

Можно ли, стремясь сохранить детскую невинность, вообще не говорить с ребенком о деньгах? Не в нашей власти поместить детей в стерильный мир, где денег не существует. В том мире, где мы живем, дети — это прекрасно изученная целевая аудитория, клиенты, которые начинают тратить деньги еще до того, как у них прорезался первый молочный зуб. «Исследования психологов и социологов показали, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве, приучали ли их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи», — говорит Анна Фенько. «Для того чтобы научиться чему-то, скажем, ездить на велосипеде или работать на компьютере, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении», — добавляет семейный психолог Ирина Хоменко. Первый интерес и первые вопросы о том, что такое деньги, у большинства детей возникают уже в 4-5 лет.

Сидя с мамой в кафе, 5-летний Сеня требует третью порцию мороженого. Мама отказывает, говоря, что у нее больше нет денег. Но малышу это совсем не кажется препятствием: «А ты возьми с карточки!» Он уже не раз видел, как родители пользуются банкоматом. С точки зрения маленького ребенка, деньги есть всегда и в неограниченном количестве. Они находятся в самых разных местах: на маминой или папиной работе, в банке, в магазине, и, конечно, они всегда есть в банкомате, который их выдает. Наверное, этот банкомат их и делает. Нужно только найти такое место и взять деньги, чтобы купить все, что нравится.

«Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребенку понять основы функционирования общества, — комментирует американский психолог, автор бестселлера «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри (Joline Godfrey). — Когда мы говорим просто и понятно, он узнает о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (каникулы, игры, сладости). И те, и другие имеют свою цену, и, чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой». Рассказывайте ребенку, зачем вы ходите на работу: вы любите свою профессию, но работаете также и для того, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи продукты, одежду, книжки, игрушки. Заодно можно устроить ему экскурсию на ваше рабочее место: обычно детям это нравится.

Дошкольники мыслят конкретно, поэтому демонстрируйте то, о чем вы говорите. Объясняя понятие «накопление», возьмите монету, например в 5 рублей, положите на стол и добавьте сверху еще одну такую же. Обратите внимание ребенка на то, что «столбик» почти не стал выше. Затем предложите увеличить его. Для этого нужно добавить новые монеты, но сколько? Положив еще три-четыре монеты, он заметит, что денег стало заметно больше. А если добавить еще шесть? Любой дошкольник скажет, что столбик стал «большим». Вам останется подытожить, что сначала, когда начинаешь копить, кажется, что денег почти и нет. Нужно набраться терпения и осторожно сложить «башню» нужной высоты. Но если положить слишком много, она рухнет и придется начинать сначала. Так попутно вы расскажете ему о разумном ограничении жадности.

Младшие школьники вполне готовы к разговору «взрослому» по форме, но увлекательному по содержанию. Избегайте пессимистических характеристик и отрицательных частиц. Например, вместо «И тогда денег у нас не будет» скажите: «И тогда нам придется подумать, что нужно делать, чтобы у нас появились деньги». Разговор о них не должен быть каким-то особенным — это лишь часть вашего естественного общения с ребенком.

Старшие школьники легко могут поддержать разговор со специальной терминологией. Только не превращайте его в скучную лекцию: разговор «как со взрослым» — это не нотация, а общение на равных.

Если ребенок за столом балуется с хлебом, размазывает еду по тарелке, действеннее рассказов про голодающих детей Африки будет объяснение, почему именно вы считаете недопустимым портить продукты (все, что мы едим, не просто куплено за деньги, это еще и результат труда других людей). Расскажите также, почему вы выключаете свет, выходя из комнаты, и аккуратно закрываете кран.

Увидев на улице человека, просящего подаяние, он взволнован: «Почему дядя бедный?» Успокойте ребенка (этот человек испытывает большие трудности в жизни, а мы можем помочь тому, кто оказался в беде). «Не отделывайтесь отговорками: дети чувствуют наше смущение, и только конструктивный разговор помогает им успокоиться, — советует Джолайн Годфри. — Если сын или дочь продолжают волноваться, скажите, что вам не угрожает опасность попасть в такую ситуацию, ведь вы работаете именно для того, чтобы этого не произошло».

В 7-8 лет у многих детей появляется стремление к независимости. Важно дать ребенку почувствовать, что вы это понимаете и готовы его поддержать. Давая ему раз в неделю определенную сумму, которой он может распоряжаться сам, вы делаете важный шаг к воспитанию чувства ответственности. «Карманные деньги — это не зарплата и не способ поощрения или наказания. Это инструмент, помогающий научить их распоряжаться своими финансами, — считает Ирина Хоменко. — Объясните ребенку смысл выдачи карманных денег и договоритесь с ним о том, какие расходы они будут покрывать. Сначала вы можете помогать планировать траты, но не переусердствуйте». Если родители жестко контролируют ребенка, это лишает практику выдачи карманных денег всякого смысла. Ведь карманные деньги должны помочь ребенку научиться тратить разумно.

Если вы находитесь в трудном финансовом положении, ребенок имеет право знать, что происходит. Не нагружайте его подробностями ваших переживаний, просто сообщите ему о своих профессиональных трудностях и о том, что вы ищете работу. Это поможет ему справиться с беспокойством.

Помогите ребенку освоить первые финансовые понятия. Авторы мирового бестселлера «Дети и деньги», американские биржевые маклеры Кеннет Дэвис и Том Тэйлор (Kenneth Davis and Tom Taylor) считают, что начинать следует с нескольких особо важных терминов*. Расход (понимание того, что существуют различия в ценах, денег может не хватать и нам неизбежно приходится выбирать); бюджет (умение планировать, видеть перспективу); сбережения (важность и выгода отсроченного вознаграждения); доход (умение разумно рисковать и учитывать конкуренцию).

Именно в подростковом возрасте дети учатся планировать свои траты и впервые пробуют экономить. Сумма карманных денег и периодичность их выдачи должны меняться. «Надо учитывать две вещи: ваши возможности и запросы ребенка. Спросите, какая сумма его бы устроила, — советует Ирина Хоменко. — Если потребности ребенка слишком высоки, вместе скорректируйте их. Не ориентируйтесь на соседа или товарищей по классу: у всех разные возможности, и это лишний повод поговорить на эту тему». Подростку можно давать деньги уже не раз в неделю, а раз в месяц. Конечно, раз в его руках оказывается большая сумма, больше и соблазн потратить все сразу. Если он потратил все деньги, которые ему выдали, обсудите вместе, почему так получилось, что он не учел. «Объясните, как стоило себя вести (или как сделали бы вы) и почему именно так, — говорит Ирина Хоменко. — Посочувствуйте, но никогда не предлагайте финансовую компенсацию. Ограничьтесь психологической. Иначе он получит урок: все наши ошибки оплачивает кто-то другой. Но разве это так?»

Сколько бы вы ни зарабатывали, ребенок в какой-то момент заметит, что у кого-то денег больше, и спросит почему. Как стоит отвечать на этот вопрос, рассказывает психолог Анна Фенько.

«Нет определенного возраста, когда пора заговорить на эту тему. Отвечайте на вопрос в тот момент, когда ребенок вам его задаст. Можно объяснить, что многие хорошие вещи (в том числе и материальный достаток) имеют свои оборотные стороны. «Хаммер», например, отличная машина, но в городе его трудно парковать; тому, кто ездит в школу с личным шофером и охранником, по дороге приходится общаться именно с ними, а не с мамой или папой (и пусть ребенок сам подумает о том, что приятнее). Будьте честны: неловкости не возникнет, если вам комфортно в вашей ситуации, вы сознательно выбрали свою работу и она вас удовлетворяет. Полезно вместе обсуждать семейный бюджет. И пусть вас не мучает чувство вины: когда вы говорите, что не можете купить чего-либо, это не только вынужденная мера, но и полезный опыт для ребенка. Если он будет ясно понимать, что ваша семья может себе позволить, а чего нет, ему будет спокойнее. Кроме того, детям важно знать, что мама и папа любят то, чем они занимаются (разумеется, если это правда): «Мы много работаем и стараемся, чтобы у тебя было все необходимое. Ты тоже можешь постараться — все в твоих руках».

«Одна из самых распространенных родительских ошибок — использовать деньги в качестве награды за помощь по хозяйству», — полагает Джолайн Годфри. Семья — это общие права и обязанности. Родители, которые платят за заправленные постели, вымытую посуду, сложенные игрушки и другие вещи, дают детям неправильное представление о сущности семьи. «Если родители считают необходимым платить ребенку за работу, им нужно выбирать особые домашние дела, которые не входят в круг обычных обязанностей: генеральная уборка (не в его комнате!), чистка обуви для всей семьи, высаживание рассады или вскапывание грядок на даче», — добавляет Джолайн Годфри. По тем же соображениям нельзя лишать его карманных денег за непослушание и за плохие отметки в школе: это начало порочного круга, в котором деньги соревнуются с чувствами.

С того момента как ребенок получает паспорт, вы можете открыть на его имя счет в банке. «Мы завели банковские карточки для наших сыновей, — рассказывает мама 14-летнего Артема и 15-летнего Дениса. — Каждый месяц мы кладем на них карманные деньги. На эти средства они ходят в кино и в кафе, а еще стараются экономить, чтобы купить диски или модную одежду. Удивительно, но младший — очень экономный, а старший тратит все, что есть на его счету, в первую же неделю, но все равно регулярно заходит в местное отделение банка и проверяет выписки». Даже если подросток совершает подобные ошибки в ведении своего личного бюджета, он учится.

Советуйтесь с ним при совместных покупках, обсуждайте и свой выбор. «Вы увидите, каков ход его мыслей, — комментирует Ирина Хоменко, — что для него является критерием успешности покупки (как у всех, как ни у кого, очень дешево, очень красиво, выглядит дорого)». Рассказывайте ему о своем выборе, о сомнениях, ошибках, успехах, о смелости, которая вам часто бывает нужна, чтобы заработать деньги. Это поможет ему представить, как он сам будет зарабатывать их в будущем.

* K. Davis, T. Taylor «Kids and Cash». La Jolla, CA: Oak Tree, 1979.

Есть вопрос?

  • Джолайн Годфри. «Как научить ребенка обращаться с деньгами». Добрая книга, 2006.
  • Анна Фенько. «Люди и деньги». Класс, 2005.

www.psychologies.ru


Смотрите также

Дети учатся распознавать злость с 15 месяцев
Согласно данным одного из недавних исследований, дети в возрасте 1 года и трех месяцев уже способны распознавать эмоции. Такое умение малыши приобретают благодаря окружающим их людям.
Как распознать и победить агрессию
Если ваш ребёнок долго копается, собираясь в школу, не реагирует на ваши замечания и поручения, намеренно тянет время и молчит, когда вы его зовёте, то налицо все признаки пассивной агрессии. Таким поведением могут отличаться необщительные и плохо идущие на контакт дети. Из-за неумения высказывать то, что их беспокоит и чем они недовольны, дети ещё сильнее замыкаются в себе и всё больше начинают вас нервировать и выводить из себя.
Лидерство – качество приобретенное
Американские учёные установили, что лидером можно стать в процессе воспитания и получения необходимых навыков. Лидерским качествам можно легко обучиться, если захотеть этого. Умение организовывать и управлять людьми и консолидировать внимание на собственном мнении, всего на 30% зависит от родительских генов. Остальную часть лидерских способностей можно получить, приобретая необходимые навыки.
Улучшить речевые навыки детей можно задолго до того, как они научатся говорить
В первые дни жизни, когда ребенок начинает обращать внимание на звуки, лучше всего начать проводить с ребёнком начальные речевые тренировки, чтобы улучшить разговорные навыки и подготовить к изучению языков. Это ускорить увеличение мозговых областей, отвечающих за улучшение восприятия и создание речевого аппарата.
Ученые установили связь между лишним весом и будущим карьерным ростом
Шведские учёные, изучающие статистические данные о демографической ситуации в скандинавских странах определили, что дети, страдающие от лишнего веса, повзрослев, будут зарабатывать на 18% меньше, чем их худые сверстники.
Чем сладости вредны для растущего организма
Предметом очередного исследования ученых стали сладости и их воздействие на подрастающих детей. Учеными из Соединенных Штатов Америки было выявлено, что сладкие продукты наносят непоправимый вред здоровью поколению подрастающих детей.
Проблемы с питанием в младших классах
Учёные установили, что серьёзные расстройства приёма пищи, отказ от неё или неконтролируемое поедание, и связанные с этим булимию или анорексию можно распознать у детей в возрасте восьми лет. Хотя расстройства, связанные с излишним приёмом или отказом от пищи всегда считались проблемами подростков, но признаки их появления можно заметить уже в младших классах.
Почему дети отказываются пробовать новую еду?
Многие дети в возрасте двух лет могут быть подвержены неофобии. Это явление, когда люди боятся пробовать что-то новое. И важно понять, почему и из-за чего у ребёнка возникает такая реакция на новую и незнакомую еду. Это необходимо для того, чтобы однообразный и привычный рацион не привёл детей к ожирению и серьёзным нарушениям со здоровьем.
Как бороться с ожирением у детей
Врачи разработали эффективную схему по борьбе с лишним весом у детей. По принципу применения и функциональной зависимости она схожа с взрослой методикой. Для начала необходимо завести дневник и заносить в него все приёмы пищи и количество еды, которую съедает ребёнок в течение дня. А также отметить насколько активно ребёнок проводит день.
Шоколад помогает подросткам не набирать вес
Испанские учёные заметили связь между количеством шоколада, который употребляют подростки и содержанием жира у них на талии и в теле. Оказалось, что те ребята, которые регулярно едят шоколад, имеют меньшую жировую прослойку, чем подростки, не употребляющие это лакомство.