Rss  |   О сайте  |  Связаться с нами  
Молочница, или кандидоз у беременной женщины – явление нередкое. Грибок рода Кандида, вызывающий это заболевание, может длительное время находиться в организме здоровой женщины, при этом не доставляя ей никаких неудобств.
Каждая беременная женщина понимает, что нельзя простыть или заболеть. Но что делать, если у вас поднялась температура, течёт из носа и болит горло? Вот несколько простых советов.
Появление УЗИ вроде бы решило проблему определения пола ребёнка, но многие до сих пор верят народным приметам. Некоторые из них очень даже забавные.
Бесплодие – это проблема 12% семейный пар на земле, о которой не принято говорить вслух. В рамках американской недели борьбы с бесплодием участницы родительского форума газеты The Huffington Post высказались, что они думают по этому поводу и какими словами хотят поддержать семейные пары, столкнувшиеся с этой проблемой.
Новости в картинках:


Тяжелая адаптация ребенка в детском саду советы психолога


Советы педагога-психолога "Адаптация ребенка в детском саду"

  • А как ребенок привыкнет?
  • Понравится ли ему?

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

Мамам, чьи малыши идут в садик, очень хочется, чтобы адаптация прошла очень мягко. Идеальный вариант – ребенок ладит с воспитателем, идет к детишкам группы, каждое утро просыпается без слез и капризов.

Однако любая перемена в жизни является стрессом для малыша, и иногда, именно, взрослые вольно или невольно мешают ребенку адаптироваться к садику. Сегодня я расскажу о самых распространенных родительских ошибках в процессе привыкания детей к дошкольному учреждению и о том, как их избежать.

Итак, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

1. Начинать отучать ребенка от ранее сложившихся привычек,которые не приняты в детском саду: отнимать от груди, забирать соску, отменять памперсы перед приходом в детский сад или с первых днейпосещения. Этого делать ни в коем случае нельзя. Начинать лучше либо за полтора-два месяца до посещения, либо уже после привыкания к садику.

2. Проявлять невнимательность к социализации малыша.Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

3.  Планировать выход на работу одновременно с приводом ребенка в садик. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

4. Излучать тревогу. Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию. Если папа заранее уверен, что воспитатели в группе невоспитанные, необразованные, скорее всего, ребенок будет страдать от общения с этими людьми.

Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его профессиональным педагогам.

Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками, интересно проводить время, развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

5. Болезненно реагировать на плач ребенка или уговорыпойти обратно домой или вообще не ходить в детский сад. Обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Это нормальная реакция здорового ребенка. Как только ребенок убедится, что ему в садике безопасно и интересно…он успокоится.

6. Перекладывать ответственность.

Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность  за принятие решения с себя на очень маленького человечка.

Детский сад  — не цирк, не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учиться общаться с десятью ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Конечно, прощание с мамой — это острое переживание. И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с новой ситуацией, задают каждый раз вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?», — они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик.

Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Родители не должны соглашаться на уговоры ребенка. Лучше мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты — в детский сад…». Самая большая ошибка — уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле — болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома и вызвать врача.

7. Говорить устрашающие фразы.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша…».

Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью в ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

8. Не щадить.

Надо понимать, что ребенку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведет себя вечером, он это делает не вам назло, а  лишь разгружает свою нервную систему. Не стоит стремиться развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается его нервная система. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

9. Несистематически посещать садик.

Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям

10. Не обращать внимание на наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

11. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример:бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.

Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Как показывает практика, дети работающих матерей адаптируются легче.

12. Неправильный режим дня

В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.    В уголке для родителей висит листок режима дня ребенка посещающего детский сад. Это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ: завтрак — 9 утра; обед — 13 часов; сон с 1330 до 1530; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.

13. Быстрый сбор

Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют малыша: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т.д. Малыш же не понимает, почему мама раздражена: « наверное, она меня не любит», думает он и выходит из дома в плохом настроении.Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени. В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

14. Внезапное исчезновение при прощании, когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

15. Особый режим  питания дома

Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.

А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике скорее всего будет убегать из-за стола; без концентрации внимания на мультике не сможет долго сидеть на одном месте.

И, напоследок, легчеадаптироваться малышу к саду помогут «ритуалы»расставания.  

«Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

— на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;

— целует и говорит, куда уходит и когда придет;

— просит принести сумку(ключи, платочек и т. д.);

-говорит «спасибо» и «пока-пока»;

— если ребенок плачет – говорит, что ей жалко, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

—передает ребенка взрослому, с которым он остается;

-уходит.

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть красставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬвзрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Успехов Вам и Вашему малышу!

spb-genius.ru

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога, памятка для родителей

После того как родители собрали ребенка в детский сад (сделали необходимые прививки, оформили медицинскую карточку и купили тапочки для группы), наступает самый сложный момент. Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сделать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и стал с удовольствием посещать учреждение? Существует несколько способов, которые помогут родителям сгладить период привыкания малыша к саду, научить его получать удовольствие от посещения детского коллектива.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: первый раз в детский сад — советы родителям Вопрос психологической адаптации ребенка в садике даже более важен, чем покупки и приготовления к немуИНТЕРЕСНО: как приучить ребенка к садику в 2-3 года без слез?

Физическая и психологическая составляющие

Ребенок, который только начинает посещать детский коллектив, испытывает стресс. Ему нужно привыкать к резко изменившимся внешним обстоятельствам. Это коллектив детей, новое помещение, режим и правила. К тому же ему необходимо каждый день подниматься рано и расставаться с мамой. Малышу нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и адаптировать к ним нервную и другие системы организма.

Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие — физическую и психологическую. Физическая включает привыкание к:

  • новому режиму дня;
  • другой пище;
  • постоянному контакту со сверстниками;
  • прогулкам на новом месте.

Насколько легко малыш приспособится к детскому саду и сколько времени займет период привыкания? Это зависит от многих факторов, в большей степени – от характера и психической зрелости крохи. Существует три вида адаптации – легкая, средняя и тяжелая.

Если ребенок открытый и жизнерадостный, легко идет на контакт с другими — его адаптация пройдет достаточно легко

Легкая адаптация

Она характерна для здоровых детей с высокой психологической устойчивостью. Они чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он не демонстрирует изменений в поведении. Можно выделить несколько признаков, характерных для легкого привыкания:

  • малыш остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
  • без опасений заходит в группу;
  • вечером рассказывает о событиях своего дня;
  • легко общается с воспитателем, не боится его;
  • общается с детьми;
  • играет игрушками, которые есть в группе;
  • не демонстрирует перепадов настроения.

Средняя адаптация

Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этом эмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей в общении, но болеет он регулярно. Такая неприятность обусловлена тем, что в организм новичка постоянно попадают вирусы и бактерии от других детей. Для постоянных членов коллектива эти бактерии неопасны, поскольку малыши уже выработали к ним иммунитет. По мнению педиатров, адаптация средней тяжести имеет протяженность один-два месяца. Ее характерные признаки у крохи:

  • нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
  • быстро переключается на интересную игрушку, особенно если воспитатель старается отвлечь малыша;
  • отлично играет с ровесниками после недолгой настороженности;
  • не всегда желает общаться с воспитателем;
  • старается следовать режиму и спокойно относится к замечаниям;
  • может иногда стать нарушителем правил, но в большей степени идет на компромисс.
Если малышу сложно расстаться с мамой, можно говорить о средней степени адаптации

Тяжелый вид адаптации

Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детском коллективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться к новым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога. Признаки тяжелой адаптации:

  • малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
  • отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
  • весь день он ждет маму, говорит о ней, постоянно выбегает в раздевалку, потому что боится упустить родителей;
  • не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
  • если воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок плачет в садике?

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Педиатры отмечают, что те дети, для которых характерен легкий вид адаптации, могут продемонстрировать незначительное снижение аппетита. При этом они станут съедать свою обычную порцию уже на десятый день посещения садика. Эмоциональный фон, активность, коммуникабельность и речевой аппарат приходят в норму в течение 2-3 недель посещения учреждения. Обычно такие дети почти не болеют в период адаптации.

Дети, которые сложнее адаптируются к новым условиям, медленнее приходят в норму. Сон и аппетит у ребенка, который попадает в категорию детей среднетяжелой адаптации, восстанавливаются лишь по истечении месяца. Специалисты отмечают снижение активности малыша, ухудшение речи, которые особо заметны в начале заболевания.

Стресс, связанный с поступлением в садик, может стать причиной плохого аппетита

Тяжелый вид привыкания – это изменение физиологических показателей, что предшествует частым заболеваниям. Доктор Комаровский советует сразу готовиться к тому, что малыш первое время будет болеть регулярно. После выздоровления такой ребенок снова может заболеть, цикл будет повторяться в течение полугода-года. Затем малыш станет крепче, его иммунитет приспособится к сложным условиям и болезни перестанут одолевать дошкольника. Кроме этого отмечается изменение поведения крохи и его эмоционального настроя.

Возраст имеет значение

Возраст ребенка,в котором он начинает посещать детский сад, имеет значение. Самые маленькие детки от двух до трех лет сложнее идут на контакт со сверстниками, они в большей степени нацелены на общение с воспитателем. В этом возрасте очень желательно, чтобы в группе был хороший воспитатель, который сможет расположить малыша к себе. Для облегчения привыкания к новому окружению необходимо, чтобы:

Если малыш отправляется в детское учреждение в возрасте 4-5 лет, стоит помнить, что в этом возрастном промежутке ему важнее общение с ровесниками. Успешная адаптация зависит от умений дошкольника:

  • организовывать игры со сверстниками;
  • слушать взрослых, правильно реагировать на замечания;
  • избегать конфликтов, в идеале – идти на компромисс.

Рекомендации специалистов однозначны: нужно постараться заранее подготовить малыша к новому статусу, объяснить ему, что детский сад – веха на пути его взросления. В это время нужно чаще говорить с дочкой или сыном, напоминать ему, что его дома любят. Также важно не избегать физического контакта – обнимать малыша, читать ему перед сном. Вечером стараться ежедневно разговаривать с крохой, спрашивать о том, как прошел день, что интересного или необычного произошло с ним.

3 этапа привыкания к саду

Привыкание ребенка к детскому саду психологи условно разделили на три периода: острый, умеренно острый и компенсированный. Все эти уровни неизбежны, перепрыгнуть через «ступень» не получится.

Острая фаза – самая первая, она наиболее заметна. Длительность этого этапа составляет 2-3 недели, но может достигать 2 месяцев. Характеризуется он максимальной степенью напряжения – все системы и органы работают в полную силу, нервная система маленького человека находится в постоянном возбуждении. Обычно малыш в этот промежуток времени плаксивый, нервный, часто капризничает.

Отмечается уменьшение аппетита, неспокойный сон, проявление агрессии в общении с родственниками. Если во время острого этапа провести медицинское обследование ребенка, будут заметны и другие изменения. Частота сердечных сокращений может увеличиться или уменьшиться, изменятся показания артериального давления, частота дыхания, формула крови. На слизистых ребенка будет обнаружено много новых микроорганизмов.

Когда проходит среднеострая фаза, начинается следующая – компенсированная, она является заключительной. В компенсированном периоде ребенок полностью возвращается в исходное состояние. Все физиологические и психические реакции его организма восстанавливаются, малыш становится спокойным, уравновешенным и приобретает новые навыки.

Несколько общих рекомендаций родителям

Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо. Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе. Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой режим дня у детей в детском саду?

Готовить заблаговременно

  • Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
  • Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
  • Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки. Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 — так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.
Дневной сон на выходных — обязательное условие для успешной адаптации. Постепенно ребенок возвращается в нормальное состояние, начинает хорошо кушать и спокойно засыпать
  • Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.

В процессе посещения сада

  • Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
  • Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться. Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
  • Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям. Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
  • Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
  • Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка одеваться в 3 года? Любимая игрушка в садике успокаивает малыша, делает его более уверенным в себе

Первый день в детском коллективе

Первый день чрезвычайно важен. Именно он станет первой ступенькой в нелегком пути адаптации к саду. Очень важно правильно выстроить свои действия и поднять уровень позитивного настроя на весь период посещения детсада:

  • Нужно понимать, что первые 4-5 дней малыша лучше не оставлять в группе до вечера. Вполне достаточно будет половины дня. За это время ребенок осмотрится, получит первые впечатления и познакомится с другими детьми. Забрать домой его лучше перед дневным сном. Некоторые специалисты советуют приводить малыша только на прогулку, чтобы максимально ограничить воздействие на него негативных факторов. И только через несколько дней попытаться оставить его в группе.
  • Желательно побеседовать с воспитателем, попросить его быть с новичком тактичнее, рассказать о том, что нравится малышу, а что – нет. Также имеет смысл подсказать педагогу, какими словами лучше поощрять ребенка, как усмирить его в случае чересчур активных игр.
  • Важно, чтобы малыш был полностью здоров. Первый день насыщен впечатлениями, а плохое самочувствие дополнительным грузом ляжет на нервную систему.
  • Стоит поддержать малыша в первый его «рабочий» день — отвлечь, провести с ним время за разговором или спокойной игрой. Можно вместе посмотреть видео: добрые мультфильмы или художественный фильм. Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему, следует отказаться от поездок в гости, цирк или другое место, где ребенок получит массу впечатлений.
  • Хорошим стимулом посещать садик станет новая игрушка. Можно вместе купить куклу или мягкого мишку, которого он выберет сам. Затем объяснить ему, что эта игрушка будет вместе с ним ходить в сад, чтобы ему было там веселее. Вечером можно расспросить ребенка, как поживает его игрушечный друг, чем он занимался, не было ли ему грустно.

Первые пять дней в детском саду

Первый день очень важен для ребенка, но первая неделя наиболее показательна и сложна. В этот период ребенок может быть особо возбудимым – устраивать истерики по любому поводу, капризничать, не слушаться. Иногда у родителей опускаются руки и появляется желание строго наказать малыша. Сразу скажем – лучше не наказывать чадо, а поговорить с ним и попытаться вместе пережить непростое время.

Ругать малыша в первые дни пребывания в садике не надо — лучше откровенно поговорить с ним

Как помочь?

  • Если у мамы возникло подозрение, что крохе некомфортно в группе, можно попытаться выяснить причину. Психологи рекомендуют поиграть с сыном или дочерью в игру под названием «детский сад». Пусть в сад отправится его любимая игрушка, а мама станет воспитателем. В процессе диалога можно выяснить, что тревожит малыша. Может, кто-то из детей его обижает? Или воспитательница наказывает без причины? С помощью такого распределения ролей можно скорректировать поведение ребенка, вложить в него способы решения проблем.
  • Утром, отводя малыша в группу, нужно постараться сделать так, чтобы он сам отпустил маму. При этом момент расставания не должен быть затянутым, чтобы не вызывать лишние эмоции. Главное – дать малышу четкую информацию о том, когда его заберут домой, затем выполнить обещание неукоснительно. В следующий раз он будет уверен, что мама придет за ним пораньше, если он ее об этом попросит.
  • Выходные дни должны максимально близко повторять режим дня в детском саду.
  • Важно правильно одевать ребенка. Если в группе не холодно, достаточно надеть спортивные брюки и футболку. Если это период межсезонья, и отопление не работает, можно надеть на малыша что-нибудь с длинным рукавом, а также добавить жилетку.
  • Бывает, что сын настолько привязан к матери, что с трудом отпускает ее от себя. В этом случае можно пойти на маленькую хитрость – пусть сына отводит в группу отец или бабушка.
  • Не стоит делать перерыв в посещении сада без уважительной причины. Так можно свести на нет все усилия ребенка и родителей, а также показать малышу, что в сад можно и не ходить.
  • Если чадо плачет, не хочет отпускать маму, нужно подбодрить его, пообещать поиграть с ним дома. Нельзя ругать за слезы, хотя и капризы поощрять не следует.
На выходные лучше составлять режим дня так, чтобы он совпадал с садиковским укладом

Памятка для родителей: 5 ошибок, которых нужно избегать

Мы рассказали, как правильно себя вести с малышом, чтобы его привыкание к детсаду прошло гладко и безболезненно. Однако некоторые родители все же склонны делать ошибки – эта памятка для них. В ней мы подробнее остановимся на самых распространенных заблуждениях и дадим советы, как их избежать:

  1. Нельзя сравнивать ребенка с его друзьями или одногруппниками, приводя в пример их поведение или действия. Это правило действует всегда, но в момент адаптации оно особенно актуально. Лучше время от времени напоминать малышу, что он хороший, что дома его любят.
  2. Не следует обманывать кроху, надеясь, что он забудет обещанное. Он будет помнить, что мама обещала вернуться за ним через полчаса, а забрал его домой папа только вечером. Малыш почувствует, что его предали и будет особенно переживать обман.
  3. Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, угрожая ему садом. Этот путь тупиковый, он научит ребенка еще больше не любить сад.
  4. Иногда родители обещают, что за посещение сада они купят малышу игрушку или конфеты. Это тоже неверно, поскольку чадо будет отбывать положенный срок, думая только о гостинце. Кроме того, со временем это превратится в систему, маме с папой придется ежедневно баловать малыша.
  5. Все мамы знают, что не стоит отводить в сад больного ребенка. Иногда небольшой насморк не мешает малышу хорошо себя чувствовать в компании сверстников, особенно если мама не может взять больничный. Однако во время адаптации такой ситуации лучше избегать, чтобы физическое недомогание не усугубило эмоциональную подавленность крохи.

Пережить период адаптации к детскому саду нелегко, но вполне возможно. Родители не должны опускать руки, а действовать взвешенно и рассудительно. Главная задача – внушить ребенку, что мама с папой его любят и всегда поддержат. Не стоит забывать напоминать малышу об этом, тогда он вырастет самодостаточной личностью, всегда будет легко находить друзей и без труда сможет построить собственную семью.

vseprorebenka.ru

Адаптация ребенка к детскому саду

Приводя впервые ребенка в детский сад, родители часто беспокоятся, как ему там будет? Волнение это вполне объяснимо: они оставляют ребенка с незнакомыми людьми. Если ребенок не хочет расставаться с привычным, отказывается порой идти в группу, сердца мам наполняются растерянностью и тревогой.

Проработав с дошкольниками более 15 лет, я не раз сталкивалась с подобными историями и хочу поделиться, как облегчить ребенку период привыкания к детскому саду.

Как протекает адаптация

Дети по-разному ведут себя при поступлении в детский сад. Одни приходят в группу уверенно, достаточно спокойны, начинают играть, другие больше наблюдают, могут отказываться от общения с воспитателем, отклоняют все предложения, третьи боятся отойти от мамы, безутешно плачут. Чем объясняется такое разное поведение детей?

Существует три фазы адаптации:

1. Острая фаза, или период дезадаптации, когда у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения аппетита и сна, нежелание ходить в детский сад.

2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, поведение постепенно нормализуется.

3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, эмоциональное состояние положительное.

Период адаптации может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. После длительных перерывов процесс адаптации у ребенка может начаться заново.

Причины тяжелого привыкания к детскому саду

На привыкание к детскому саду влияют разные факторы:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения,

  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании),

  • неумение занять себя игрушкой,

  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков,

  • возраст ребенка,

  • состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации),

  • индивидуальные особенности (одни дети вначале привыкают трудно, затем поведение нормализуется, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, а в последующие плачут, плохо едят, спят и т.д.),

  • биологические факторы (токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад),

  • уровень тренированности адаптационных механизмов (малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия – посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.д., легче привыкают к дошкольному учреждению).

Однако основной причиной тяжелого привыкания является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок), ограничен рамками семьи. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, устанавливать с ними контакт. Чем уже был круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, тянется к воспитателю.

На каждые 100 детей приходится 2-3 случая длительной, осложненной адаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие.

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После 2 лет дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить.

Лучшим моментом для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду многие психологи считают возраст в 2-3 года. На этот период приходится начало кризиса раннего детства, называемого кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде. В то же время не следует отдавать ребенка в острый период кризиса, это может ухудшить его протекание. В то время, когда ребенок нуждается в понимании и поддержке, дополнительно к психической нагрузке кризиса на плечи малыша взваливается еще один тяжелый груз – груз адаптации к детсаду. Поэтому лучше отдать ребенка немного позже, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.

Также неблагоприятный период – это 4 года и промежуток от 5 до 6 лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, а иногда и соматических расстройств – повышения температуры, появления болей в животе, обострения хронических заболеваний. Дети прибегают к манипулированию, требуя возврата к прежней свободной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную борьбу, где вопрос «кто кого» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно так: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они – остается еще одно средство – болезнь. Когда после выздоровления малыша снова ведут в детский сад, может наступить рецидив.

Не стоит отдавать ребенка в детский сад и в то время, когда у вас родился еще один малыш, хотя это и облегчает жизнь. Лучше это сделать несколько раньше или отложить на какое-то время. Старший ребенок и так почувствует, что в доме появился новый член семьи и многое изменилось, и решение родителей может истолковать как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Это не только осложнит адаптацию, но и отразится на отношениях между детьми

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Еще до поступления в детский сад необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещать с ним детские площадки, приглашать домой и самим ходить в гости к людям, у кого есть дети, обучать детей играм со сверстниками.

Ребенку будет легче привыкнуть к садику, если у него сформированы элементарные навыки самообслуживания: он умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком и т.д. Если он еще на грудном вскармливании и не может без соски, это значительно осложнит адаптацию.

Необходимо заранее подготовить ребенка к мысли о необходимости посещать детский сад. Примерно за 2-4 недели, как он начнет ходить туда, расскажите ему о детском саде, что ему там может быть интересно, чему он там сможет научиться. Сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, познакомьте с воспитателями, погуляйте вместе с детьми. Сообщите о своем решении с радостью, скажите, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни, усиливая его тревогу.

Создавайте положительный образ детского сада. Нельзя пугать садиком: «Вот увидишь, воспитательница заставит тебя слушаться. Если ты не будешь спать, я оставлю тебя ужинать в саду» и т.д. Не высказывайте ребенку сожаления о том, что приходится отдавать его в детский сад. Необходимо подчеркивать, что ему бояться нечего, никто его не обидит. Если вы будете показывать свое беспокойство и тревогу, то это только усилит его неуверенность.

Накануне напомните ребенку, что завтра он идет в группу, и ответьте на его вопросы. Скажите, что вы обязательно пойдете вместе с ним.

Приучайте его к детскому саду постепенно. Лучше согласовать время с воспитателем и в первое время приводить его лишь на несколько часов на утреннюю прогулку и забирать до обеда или приходить в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок. Можно согласовать режим ребенка, рассказать о его привычках. К тому же ребенок может увидеть радостные встречи детей с родителями, а не станет свидетелем расставаний и слез по утрам. Постепенно вы увеличите время пребывания и будете приходить за ним после обеда, затем оставите на сон, на полдник. Если не возникает осложнений, через 2 недели можно перейти на обычный режим. Не стоит затягивать процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Малышу можно взять в садик из дома какую-то игрушку, этот знакомый, близкий предмет будет успокаивать его, связывать его с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним. Расспрашивайте ребенка, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так ребенок опосредованно от лица игрушки расскажет вам о себе.

Когда будете уходить, обязательно попрощайтесь с ним. Иначе ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-то, поскольку будет постоянно оглядываться, проверяя, тут ли его мама. Не забудьте заверить, что вечером вернетесь за ним, чтобы пойти вместе домой.

Родителям часто бывает трудно выдержать слезы ребенка при расставании. Главная трудность здесь – не поддаться на провокации малыша. Ребенок должен знать, чувствовать с первого дня, что выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-то положительного для себя в этой ситуации. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенное время. Сократите момент прощания. Если вы задержитесь, он начнет жалеть себя. Когда вы уйдете, он отвлечется в новой обстановке. Как правило, ребенок быстро успокаивается после ухода родителей. Можете создать ритуал прощания, например, заранее договоритесь с ребенком о том, что вы помашете ему в окно, так ему проще будет отпустить вас. Хвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Вы можете по договоренности с администрацией детского сада и персоналом группы побыть в садике вместе с ребенком. Но если затягивать расставание, слушая плач ребенка, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, то ситуация может стать еще более тяжелой и для родителей, и для ребенка, и для окружающих детей и взрослых.

Забирать малыша в первые дни лучше маме. Причем, по крайней мере, в первые недели нужно стараться приходить за ним пораньше, не опаздывать. Если все остальные дети уже разошлись по домам, то ребенок может почувствовать себя забытым. Поэтому на следующий день он, возможно, не захочет отпускать вас от себя.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о самочувствии и состоянии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Обязательно предупредите, если у него есть какие-то привычки или аллергия. Интересуйтесь его успехами. Хороший контакт с воспитателями — тоже залог хорошего самочувствия ребенка в детском саду.

Как вести себя дома, когда ребенок привыкает к детскому саду

Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через 2-3 месяца. В течение этого периода надо быть очень внимательными, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что с его прежней, додетсадовской жизнью покончено навсегда.

В период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. Режим в семье должен быть щадящим, необходимо компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении. Ребенку постарше по выходным дням можно разрешить самому составлять себе меню.

Проявляйте интерес к его делам в детском саду. Узнайте, что было за день хорошего, что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Внимательно слушайте все, что он вам будет рассказывать о садике. Храните его рисунки или поделки, которые он приносит домой.

Если ваш ребенок захочет отнести воспитательнице свой рисунок, поддержите это желание. Если ему захочется привести домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для вашего ребенка уже нет большой разницы между его жизнью дома и жизнью в саду. Отныне одна продолжает другую. Радуйтесь этому.

Из детского сада ребенок возвращается переполненным впечатлениями. Поэтому в доме нужно создать такую обстановку, чтобы он побыл наедине с самим собой, отдохнул. Ему нужно и общество родителей, которых он не видел весь день. Постарайтесь уделить ему внимание – несмотря на всю занятость: почитайте книжку, поиграйте в тихую игру, пусть он просто посидит на коленях у мамы или папы, поговорит о чем-то сокровенном. Если ребенок получает внимание и любовь, если ребенок счастлив дома, то он будет счастлив и в садике.

 

Когда ребенок отказывается идти в детский сад

Вот наступает, наконец, время, когда малыш будет спокойно ходить в детский сад. Однако иногда трудности возникают через 3-4 недели после поступления в сад. Однажды утром, без видимой причины, в тот момент, когда надо уходить в садик, ребенок вдруг расплачется. Возможно, ночью ему приснился страшный сон. А может быть, из-за болезни он несколько дней провел дома, поэтому отказывается от сада. В чем тут дело?

Первые недели ребенка привлекала новизна, радость быть вместе с другими детьми, гордость оттого, что он «ходит на работу», как взрослый. И вдруг неожиданно он начинает протестовать, плакать, не хочет идти в сад. Такое поведение чаще всего наблюдается у детей, которых слишком резко предоставили самому себе или отдали его на попечение посторонним людям, которые отводят и забирают его из сада. Малыш начинает осознавать: посещая садик, он теряет постоянное присутствие мамы, прогулки с ней и т.д.

Многие дети, которые, в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой. Попробуйте сделать так – пусть ребенка провожает в детский сад отец. Поговорите о своих трудностях с воспитательницей. Она может вечером рассказать вам, как вел себя ребенок после того, как вы ушли, быстро ли высохли слезы, легко ли он включился в игру. Возможно, она сразу же, как только ребенок появляется в группе, может дать ему какое-нибудь интересное дело.

Проблемы адаптации могут возобновиться после праздников, каникул, при серьезном изменении внешних обстоятельств. Необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь на какой-то период сократить время пребывания ребенка в детском саду или по договоренности с воспитателями устроить перерыв в середине недели.

Старайтесь регулярно беседовать с воспитательницей детского сада. Она наверняка расскажет вам о ребенке то, что вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит.

Готовы ли родители отдать ребенка в детский сад

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители. Если через 2 недели ребенок продолжает плакать перед уходом в сад, возможно, он еще не «созрел» для садика, может быть его отдали слишком рано. А может быть, родители еще не «созрели» для расставания с малышом и своими тревогами затрудняют адаптацию ребенка. Поэтому взрослым членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу.

Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть малейшие колебания, ребенок их почувствует, и ему будет еще труднее расставаться с вами.

Если вы сумеете справиться со своими тревогами и будете с доверием относиться к тем людям, которые находятся с вашим ребенком, шансов, что он будет комфортно чувствовать себя в детском саду, будет гораздо больше. Ведь это только начало формирования адаптационных механизмов ребенка, которые он будет использовать при переходе в другую группу в случае переезда, при поступлении в школу и в своей взрослой жизни.

Доверяйте себе и миру. Давайте ребенку послание, что мир безопасен и интересен, и тогда ваш ребенок будет расти здоровым и счастливым.

www.b17.ru

Адаптация ребенка к саду

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь. В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления детских страхов. Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада. Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу. Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает истерику, нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Адаптация ребенка к саду — рекомендации для родителей

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской агрессивности поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций. Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой. Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него. Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так. Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение. Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев. Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

Рекомендации для родителей по адаптации ребенка включают следующее:

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Адаптация ребенка к саду — советы психолога

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение. Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование. Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно. Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом. Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания. Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш. Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение. Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться. Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша. В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.

psihomed.com


Смотрите также

Дети учатся распознавать злость с 15 месяцев
Согласно данным одного из недавних исследований, дети в возрасте 1 года и трех месяцев уже способны распознавать эмоции. Такое умение малыши приобретают благодаря окружающим их людям.
Как распознать и победить агрессию
Если ваш ребёнок долго копается, собираясь в школу, не реагирует на ваши замечания и поручения, намеренно тянет время и молчит, когда вы его зовёте, то налицо все признаки пассивной агрессии. Таким поведением могут отличаться необщительные и плохо идущие на контакт дети. Из-за неумения высказывать то, что их беспокоит и чем они недовольны, дети ещё сильнее замыкаются в себе и всё больше начинают вас нервировать и выводить из себя.
Лидерство – качество приобретенное
Американские учёные установили, что лидером можно стать в процессе воспитания и получения необходимых навыков. Лидерским качествам можно легко обучиться, если захотеть этого. Умение организовывать и управлять людьми и консолидировать внимание на собственном мнении, всего на 30% зависит от родительских генов. Остальную часть лидерских способностей можно получить, приобретая необходимые навыки.
Улучшить речевые навыки детей можно задолго до того, как они научатся говорить
В первые дни жизни, когда ребенок начинает обращать внимание на звуки, лучше всего начать проводить с ребёнком начальные речевые тренировки, чтобы улучшить разговорные навыки и подготовить к изучению языков. Это ускорить увеличение мозговых областей, отвечающих за улучшение восприятия и создание речевого аппарата.
Ученые установили связь между лишним весом и будущим карьерным ростом
Шведские учёные, изучающие статистические данные о демографической ситуации в скандинавских странах определили, что дети, страдающие от лишнего веса, повзрослев, будут зарабатывать на 18% меньше, чем их худые сверстники.
Чем сладости вредны для растущего организма
Предметом очередного исследования ученых стали сладости и их воздействие на подрастающих детей. Учеными из Соединенных Штатов Америки было выявлено, что сладкие продукты наносят непоправимый вред здоровью поколению подрастающих детей.
Проблемы с питанием в младших классах
Учёные установили, что серьёзные расстройства приёма пищи, отказ от неё или неконтролируемое поедание, и связанные с этим булимию или анорексию можно распознать у детей в возрасте восьми лет. Хотя расстройства, связанные с излишним приёмом или отказом от пищи всегда считались проблемами подростков, но признаки их появления можно заметить уже в младших классах.
Почему дети отказываются пробовать новую еду?
Многие дети в возрасте двух лет могут быть подвержены неофобии. Это явление, когда люди боятся пробовать что-то новое. И важно понять, почему и из-за чего у ребёнка возникает такая реакция на новую и незнакомую еду. Это необходимо для того, чтобы однообразный и привычный рацион не привёл детей к ожирению и серьёзным нарушениям со здоровьем.
Как бороться с ожирением у детей
Врачи разработали эффективную схему по борьбе с лишним весом у детей. По принципу применения и функциональной зависимости она схожа с взрослой методикой. Для начала необходимо завести дневник и заносить в него все приёмы пищи и количество еды, которую съедает ребёнок в течение дня. А также отметить насколько активно ребёнок проводит день.
Шоколад помогает подросткам не набирать вес
Испанские учёные заметили связь между количеством шоколада, который употребляют подростки и содержанием жира у них на талии и в теле. Оказалось, что те ребята, которые регулярно едят шоколад, имеют меньшую жировую прослойку, чем подростки, не употребляющие это лакомство.