Rss  |   О сайте  |  Связаться с нами  
Молочница, или кандидоз у беременной женщины – явление нередкое. Грибок рода Кандида, вызывающий это заболевание, может длительное время находиться в организме здоровой женщины, при этом не доставляя ей никаких неудобств.
Каждая беременная женщина понимает, что нельзя простыть или заболеть. Но что делать, если у вас поднялась температура, течёт из носа и болит горло? Вот несколько простых советов.
Появление УЗИ вроде бы решило проблему определения пола ребёнка, но многие до сих пор верят народным приметам. Некоторые из них очень даже забавные.
Бесплодие – это проблема 12% семейный пар на земле, о которой не принято говорить вслух. В рамках американской недели борьбы с бесплодием участницы родительского форума газеты The Huffington Post высказались, что они думают по этому поводу и какими словами хотят поддержать семейные пары, столкнувшиеся с этой проблемой.
Новости в картинках:


Упражнения для растяжки уздечки языка у ребенка


Как растянуть короткую уздечку языка у ребенка без операции при помощи логопедического массажа и упражнений?

Главная / Здоровый малыш / Как растянуть короткую уздечку языка у ребенка без операции при помощи логопедического массажа и упражнений?

Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания  уздечки языка.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1.  «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
  • «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет. 

    В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»

  • «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  • «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  • «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  • «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.

    На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

  • «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.

    Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

  • «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  • «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.
  • В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.

    Как делать логопедический массаж при короткой уздечки языка у детей?

    Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

    Массаж для растяжки подъязычной связки:

    • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
    •  Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
    • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

    Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

    В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

    • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
    • Звуки [р], [ш], [ж] — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

    Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

    • регулярно;
    • с максимальной отдачей;
    • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

    Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

    Поделитесь с друзьями:

    baragozik.ru

    Как растянуть уздечку языка ребенку: самые эффективные упражнения

    С помощью простых упражнений можно попробовать устранить проблему, не прибегая к операционному вмешательству. Такие упражнения для растягивания уздечки языка можно проводить дома самостоятельно, вооружившись необходимыми знаниями, запасаясь терпением.

    Особенности выполнения упражнений

    Логопедами предлагается комплекс результативных манипуляций, которые хорошо себя зарекомендовали в устранении проблемы короткой уздечки у ребенка. Эффективность таких манипуляций доказана многими врачами и родителями. При систематическом подходе, регулярном выполнении всех действий, можно спровоцировать растяжение уздечки и обойтись без хирургического лечения патологии.

    Существуют определенные особенности, которые важно соблюдать при выполнении артикуляционной гимнастики:

    1. Каждую манипуляцию необходимо выполнять медленно, не спеша, стараться сделать все правильно.
    2. При выполнении упражнений рот должен быть открытым максимально широко, напрягая мышцы губ.
    3. Нужно принимать во внимание то, что такие тренировки являют собой большую физическую нагрузку на язычок ребенка, поэтому необходимы перерывы во время артикуляционной гимнастики. Не заставлять малыша выполнять насильно, если он капризничает, нервничает. Лучше подождать и сделать гимнастику, когда ребенок будет в хорошем расположении духа.

    Артикуляционный комплекс

    Комплекс, который помогает растягиваться короткой уздечке, показывает доктор во время посещения. Зная о том, как растянуть уздечку под языком, можно обойтись без хирургического вмешательства. Наиболее эффективными движениями являются:

    1. Маляр. Такое упражнение выполняется, широко открыв рот, улыбаясь. Кончик языка движется по небу, в направлении от зубов к горлу, не двигая нижней челюстью.
    2. Барабан. Манипуляции проводят, открыв рот, улыбаясь. Основой упражнения является четкое повторение буквы Д. Во время произношения буквы язычком упираются в верхние зубы, рот при этом открытый. При выполнении этого упражнения ребенок может закрывать рот, поэтому можно помогать держать ему рот открытым с помощью карандаша или любого другого предмета.
    3. Дотянись до кончика носа. Открыть широко рот, улыбаясь. Кончик языка тянут к кончику носа, после чего опускают к верхней губе. В процессе выполнения такого артикуляционного движения нужно контролировать, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, а язык был расслабленным.
    4. Качели. Улыбнуться, открыв рот. Поочередно дотрагиваться язычком до верхних и нижних зубов. В процессе выполнения движений нужно следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и расслабленной.
    5. Футбол. Основой манипуляции является то, что ребенок должен язычком по очереди дотрагиваться к правой и левой щеке, стараясь упереться, напрягая кончик (движения имитируют качание мячика во рту).
    6. Котенок. Является одним из самых любимых упражнений среди детей. На блюдечко положить ложку варенья или мороженого. Ребенок должен слизывать лакомство, как котенок. Такое упражнение очень хорошо тренирует мышцы языка – боковые, передней и задней стенки.
    7. Гармошка. Прижимают плотно язык к небу, напрягая его. Открывать рот и закрывать, язык остается неподвижным.
    8. Лошадка. Открыть рот, улыбаясь. Щелкать языком, имитируя цокот копыт лошадки. Кончик языка можно сворачивать в трубочку, при этом он не должен подворачиваться вниз. Нижняя челюсть остается неподвижной во время выполнения гимнастики.
    9. Грибок. Улыбнуться, прижать к небу язык полностью, напрягая его. Представить, что он это шляпка гриба, а уздечка – ножка.
    10. Дотягиваться до подбородка. Ребенок должен тянуться кончиком языка к подбородку, напрягая мышцы. Это хороший растягивающий уздечку процесс, чем дальше получится дотянуться, тем быстрее растянется уздечка.

    При выполнении артикуляционной гимнастики можно применять вспомогательные предметы – резиновое кольцо, карандаш, пластмассовые трубочки. Такие предметы помогают быстрее удлинить подъязычную связку.

    Проведение логопедического массажа

    Растянуть связку задней стенки языка помогает выполнение специальных массажных движений. Массаж делают родители или сам ребенок.

    Самые эффективные массажные движения:

    1. Большой и указательный палец берут кончик языка, поднимают его вверх. Рот открыть. Другой рукой осторожно выполнять движения по уздечке, имитируя ее вытягивание. Поначалу такие манипуляции могут доставлять малышу дискомфорт, поскольку происходит раздражение нервных окончаний, мышцы.
    2. Кладут два пальца под язык, захватывая уздечку. Надавливают большим пальцем на поверхность органа, двигаясь, словно вытягивая его. Пальцы с уздечкой неподвижны.
    3. Можно просто взять двумя пальцами язык и тянуть его вправо и влево, потягивая, осторожно растягивая подъязычную мышцу.

    Время выполнения массажа постепенно увеличивать.

    Благодаря артикуляционному комплексу и массажу можно растянуть короткую подъязычную мышцу и обойтись без операции.

    tvoyzubnoy.ru

    Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

    К сожалению, даже не посвященные в медицинские тонкости родители знакомы с мнением, что короткая уздечка языка у ребенка — это причина логопедических проблем. Почему «к сожалению»? Потому что именно незнание материала приводит к однозначному решению — уздечку надо подрезать!

    Помните, в фильме «Покровские ворота» характерную женщину-хирурга с ее знаменитой фразой «Резать!.. не дожидаясь перитонита»? Так вот и с бедной уздечкой часто происходит то же самое. Однако, как показывает опыт, не всегда существует лишь один-единственный выход. Далеко не каждый случай так называемой «короткой уздечки» требует радикальных мер.

    Что такое короткая уздечка языка

    Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средней его части.

    Аномальным строением может являться расположение уздечки ближе к краю языка или совсем на его кончике. Кроме того, возможно значительное снижение его эластичности, то есть способности растягиваться.

    Так что на самом деле понятие «короткая уздечка» не совсем корректно. Поэтому однозначного решения в данном вопросе нет.

    Читайте также: Развитие мотивации как одно из направлений коррекции

    Чем мешает неправильное строение уздечки языка

    У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно растягивается и принимает нормальную форму уздечка.

    У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые логопедические сложности:

    • Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
    • Не дается правильное воспроизведение сонорных.

    Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.

    Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки, ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем не при чем. Логопед предложить эффективные способы коррекции.

    Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка

    Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:

    1. Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
    2. Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того кончик языка визуально выглядит раздвоенным
    3. Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее. Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.

    Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.

    К кому обращаться за помощью

    В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.

    Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.

    Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.

    Оценить плюсы и минусы разных подходов родители могут самостоятельно.

    Хирургический метод:

    • Быстрое, радикальное решение проблемы.
    • Операция проводится с использованием анестезии.
    • Процесс заживления занимает определенное время и доставляет неудобство.
    • Ограничения в питании в связи с оперативным вмешательством.
    • Желательно соблюдать голосовой покой несколько дней.
    • Возможна психологическая травма у ребенка.
    • После операции необходимы занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.

    Метод растяжения уздечки:

    • Консервативен, не вызывает психологических сложностей у ребенка.
    • Результативен в большинстве случаев.
    • Не требует внесения изменений в привычный режим жизни.
    • Занимает определенное время (несколько месяцев).
    • Требует дисциплины и регулярных занятий.

    В любом случае для решения вопроса нужно получить консультацию логопеда.

    Читайте также: Логопедические занятия при ринолалии у детей

    Как растянуть подъязычную уздечку языка

    Тут от родителей понадобятся настойчивость, терпение и даже находчивость. Помимо специального комплекса упражнений нужно использовать любую возможность дать язычку потренироваться. К примеру, предлагайте ребенку… облизывать тарелку. Да, возможно, это идет вразрез в правилами хорошего тона, но зато поможет справиться с речевыми проблемами. Сделайте это игрой!

    Также полезно немного подразниться. Пусть ребенок вытягивает язык как можно дальше.

    Упражнения для растяжение уздечки:

    • Приоткрыть рот, язык расслаблен, положить его на нижнюю губу и подержать в таком положении несколько секунд.
    • Постараться коснуться кончиком языка носа, затем подбородка. Повторить несколько раз.
    • Облизывать верхнюю губу (упражнение «Варенье»), рот немного приоткрыт.
    • Удерживать язык в вытянутом вперед положении.
    • Щелкать языком (упражнение «Лошадка»).
    • С немного приоткрытым ртом двигать языком по небу спереди назад (в направлении от зубов к горлу).
    • Упереться кончиком языка в месте сразу за верхними зубами. Стараться открыть рот максимально широко.

    Для растяжения уздечки можно делать специальный массаж. Лучше будет, если этим займется логопед, но некоторые приемы можно выполнять и дома:

    • Осторожно взять пальцами кончик языка и постепенно отводить его в разные стороны (верх, вниз, вправо, влево).
    • Пальцами аккуратно поглаживать по растянутой уздечке от основания к концу.

    Конечно, проводя массаж, необходимо взять стерильный бинт или чистый платочек.

    Выполнять упражнения нужно регулярно, лучше по несколько раз в день. Увеличивать нагрузку и прилагаемые усилия следует очень осторожно, чтобы занятия не причиняли болевых ощущений и не провоцировали травм. Работа под контролем логопеда поможет достичь успеха безопасно и с максимальным эффектом.

    karkusha.su

    Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»)

    Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики у детей читайте здесь. Для взрослых рекомендации, в общем-то, те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут, обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.

    Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если втечение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

    «Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта. Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.

    Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражненя должны быть неподвижны.

    «Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.

    Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

    «Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.

    Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

    «Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.

    Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

    «Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку. Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.

    Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

    «Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.

    Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

    Желаем удачи!

    Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

    Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

    Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

    Подъязычная связка

    В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

    Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т. д.).

    Подрезать или нет?

    Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

    Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

    Правила выполнения упражнений

    (по [6]):

    1.  При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

    Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

    Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

    ( [4],   [5], [7]):

    «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

    Красить комнаты пора.Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,

    Маляру мы помогаем.

    «Лошадка»

    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

    Едем, едем на лошадкеПо дорожке гладкой.В гости нас звала соседкаКушать пудинг сладкий.

    Мы приехали к обеду,

    А соседки дома нету.

    «Грибок»

    Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

    Я стою на ножке тонкой,Я стою на ножке гладкой,Под коричневою шляпкой

    С бархатной подкладкой.

    «Гармошка»

    Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

    На гармошке я играю,Рот пошире открываю,К нёбу язычок прижму,

    Ниже челюсть отведу.

    «Барабан»

    Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

    В барабан мы сильно бьемИ все вместе мы поем:

    «Д — д — д — д!»

    «Качели»

    Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

    На качелях я качаюсь

    Вверх-вниз, вверх-вниз.

    Я все выше поднимаюсь,А потом — вниз.

    «Дотянись до носа»

    Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    «Футбол»

    Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

    «Котёнок»

    На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

    «Грибок» с элементами самомассажа

    Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

    Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

    Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

    Массаж уздечки языка

    Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

    Рот при этом раскрыт.

    Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

    *****

    *****

    Растягивание уздечки

    Рис. 1. Прием растягивания уздечки по (а)

    Рис. 2. Прием растягивания уздечки по (б)

    Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

    Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

    ******

    ******

    ******

    Прием [8]-

    Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

    - Во дворе горка, -

    Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

    - Под горкой норка. –

    Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

    - В этой норке

    - Крот стережет норку.

    Упражнение с резиновым колечком.

    ( [9])

    На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

    Правила постановки звуков при короткой уздечке

    Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

    Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

    Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

    Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

    ·  Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.Так качаются качели. Выше дуба, выше ели  На качелях мы взлетели.  А скажите, вы б сумели

    Язычком «качать качели»?

       «Лошадка»   Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий.Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

      Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.   Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

      «Вкусное варенье»  Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

    УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

    УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

    УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

    Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” - ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)Красить комнаты пора.Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,

    Маляру мы помогаем

      «Барабан» Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.
      «Грибок»   Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.  Повторить упражнение 2-3 раза.

    «Гармошка»

      Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

    На гармошке я играю,Рот пошире открываю,К небу язычок прижму,Ниже челюсть отведу.

    Помните!

      Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. Чем старше ребенок, тем сложнее  растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.
    Подпишитесь на рассылку:

    Поиск

    Вики

    Архив

    Здоровье

    Медицина

    pandia.ru


    Смотрите также

    Дети учатся распознавать злость с 15 месяцев
    Согласно данным одного из недавних исследований, дети в возрасте 1 года и трех месяцев уже способны распознавать эмоции. Такое умение малыши приобретают благодаря окружающим их людям.
    Как распознать и победить агрессию
    Если ваш ребёнок долго копается, собираясь в школу, не реагирует на ваши замечания и поручения, намеренно тянет время и молчит, когда вы его зовёте, то налицо все признаки пассивной агрессии. Таким поведением могут отличаться необщительные и плохо идущие на контакт дети. Из-за неумения высказывать то, что их беспокоит и чем они недовольны, дети ещё сильнее замыкаются в себе и всё больше начинают вас нервировать и выводить из себя.
    Лидерство – качество приобретенное
    Американские учёные установили, что лидером можно стать в процессе воспитания и получения необходимых навыков. Лидерским качествам можно легко обучиться, если захотеть этого. Умение организовывать и управлять людьми и консолидировать внимание на собственном мнении, всего на 30% зависит от родительских генов. Остальную часть лидерских способностей можно получить, приобретая необходимые навыки.
    Улучшить речевые навыки детей можно задолго до того, как они научатся говорить
    В первые дни жизни, когда ребенок начинает обращать внимание на звуки, лучше всего начать проводить с ребёнком начальные речевые тренировки, чтобы улучшить разговорные навыки и подготовить к изучению языков. Это ускорить увеличение мозговых областей, отвечающих за улучшение восприятия и создание речевого аппарата.
    Ученые установили связь между лишним весом и будущим карьерным ростом
    Шведские учёные, изучающие статистические данные о демографической ситуации в скандинавских странах определили, что дети, страдающие от лишнего веса, повзрослев, будут зарабатывать на 18% меньше, чем их худые сверстники.
    Чем сладости вредны для растущего организма
    Предметом очередного исследования ученых стали сладости и их воздействие на подрастающих детей. Учеными из Соединенных Штатов Америки было выявлено, что сладкие продукты наносят непоправимый вред здоровью поколению подрастающих детей.
    Проблемы с питанием в младших классах
    Учёные установили, что серьёзные расстройства приёма пищи, отказ от неё или неконтролируемое поедание, и связанные с этим булимию или анорексию можно распознать у детей в возрасте восьми лет. Хотя расстройства, связанные с излишним приёмом или отказом от пищи всегда считались проблемами подростков, но признаки их появления можно заметить уже в младших классах.
    Почему дети отказываются пробовать новую еду?
    Многие дети в возрасте двух лет могут быть подвержены неофобии. Это явление, когда люди боятся пробовать что-то новое. И важно понять, почему и из-за чего у ребёнка возникает такая реакция на новую и незнакомую еду. Это необходимо для того, чтобы однообразный и привычный рацион не привёл детей к ожирению и серьёзным нарушениям со здоровьем.
    Как бороться с ожирением у детей
    Врачи разработали эффективную схему по борьбе с лишним весом у детей. По принципу применения и функциональной зависимости она схожа с взрослой методикой. Для начала необходимо завести дневник и заносить в него все приёмы пищи и количество еды, которую съедает ребёнок в течение дня. А также отметить насколько активно ребёнок проводит день.
    Шоколад помогает подросткам не набирать вес
    Испанские учёные заметили связь между количеством шоколада, который употребляют подростки и содержанием жира у них на талии и в теле. Оказалось, что те ребята, которые регулярно едят шоколад, имеют меньшую жировую прослойку, чем подростки, не употребляющие это лакомство.