14-11-2013, 11:32
Само словосочетание «пальчиковые краски» у кого-то из родителей, а тем более – у бабушек и дедушек может вызвать отторжение. Ведь, по их мнению, так можно приучить малыша к неопрятности, к тому, что он то и дело будет лезть руками в пюре, варенье или кабачковую икру и стараться все вокруг себя вымазать ими. Другие же будут настаивать, что если ребенку не дать в определенном возрасте свободу действий, то он не станет рисовать в дальнейшем вовсе. Но для чего же тогда малышу армия воспитателей, если они не могут организовать ему определенную обстановку для того, чтобы он отличил процесс рисования от употребления пищи?
Малыш хорошо может фиксировать в памяти действия любимых им людей, будь то мама, папа, бабушка или дедушка, старшие братья и сестрицы. Поэтому надо придумать для него «рабочее» место. Детский столик надо застелить клеенкой. Усадите малютку за этот столик, положите большой чистый лист бумаги (остаток обоев или лист формата не менее А3) и приготовьте пальчиковые краски. Они специально разработаны так, чтобы не раздражать нежную детскую кожу. Не будет ничего страшного, если ребенок проглотит немного краски: эта гуашь – нетоксична. Но если младенец будет пытаться время от времени есть ее, такие попытки надо пресекать, направляя малыша на рисование линий. К тому же важно, чтобы малютка не был при этом голоден. Если же поедание краски продолжится, то занятия придется отложить на несколько дней.
Краски наливаются в мисочки, которые должны быть достаточно широки, чтобы и малыш, и старший, который с ним занимается, мог окунуть туда руку. Ребенок может робеть перед всем новым, поэтому будет неплохо ему показать, что в краску можно окунуть палец и провести им линию, а затем – и всю пятерню, поставив потом на бумаге отпечаток. Желательно начинать занятие с одной из красок. При этом она должна быть достаточно яркой.
Сначала берем ручку малыша и проводим ею по листу. Ребенок должен видеть, что с листом бумаги ничего не происходит. Потом надо окунуть ручку малыша в мисочку с гуашью и легонько шлепнуть его ладошкой о бумагу. Должен остаться отпечаток. Если ребенок повторит это сам, будет хорошо, но если он начнет засовывать в краску пальцы и рисовать ими «каляки-маляки», тоже пресекаться не должно. Ведь маленький человечек ощущает, что он что-то способен изменить в этом мире. Он может творить.
Как только ребенок освоится с одной краской, надо вводить другие цвета, при этом четко называть название каждой из красок. Если малыш уверенно проводит линию пальчиком, покажите, как нарисовать солнышко, окунув свои пальцы в желтую краску. Потом то же самое повторите, водя ручкой малютки. Но если ваш отпрыск захочет нарисовать солнышко синим или зеленым цветом, не препятствуйте ему. Подрастая, малыш поймет, какого цвета каждый из предметов. А пока важно не отбить охоту к рисованию. Только не забудьте, что с развитием у малыша мелкой моторики пальцев, вашему чаду надо показать, что рисование карандашами, кистью и фломастером может быть гораздо интереснее, чем пальцами.
|