Rss  |   О сайте  |  Связаться с нами  
Молочница, или кандидоз у беременной женщины – явление нередкое. Грибок рода Кандида, вызывающий это заболевание, может длительное время находиться в организме здоровой женщины, при этом не доставляя ей никаких неудобств.
Каждая беременная женщина понимает, что нельзя простыть или заболеть. Но что делать, если у вас поднялась температура, течёт из носа и болит горло? Вот несколько простых советов.
Появление УЗИ вроде бы решило проблему определения пола ребёнка, но многие до сих пор верят народным приметам. Некоторые из них очень даже забавные.
Бесплодие – это проблема 12% семейный пар на земле, о которой не принято говорить вслух. В рамках американской недели борьбы с бесплодием участницы родительского форума газеты The Huffington Post высказались, что они думают по этому поводу и какими словами хотят поддержать семейные пары, столкнувшиеся с этой проблемой.
Новости в картинках:


Переса рефлекс у новорожденных


Рефлексы Бабинского, Галанта, Бабкина и Моро у новорожденного и таблица по месяцам

После родов новорожденный начинает проходить процесс адаптации к новым для него условиям. Справиться с непростой задачей младенцу помогают особые умения, которые делятся на два вида — условные, безусловные. Первые даны малышу от рождения, вторые являются приобретенными. Степень развитости рефлексов у новорожденного свидетельствует о характере его развития и может говорить о наличии проблем.

Условные и безусловные рефлексы — что это

Безусловными рефлексами малыши обладают с рождения. Они появляются как ответ ребенка на определенный раздражитель. Им характерно появление и исчезновение в определенный период развития. Условные или приобретенные реакции появляются у новорожденного в результате получения опыта, при котором происходят изменения в клетках головного мозга, наблюдаются физиологические изменения, и происходит психоэмоциональное развитие.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Появление таких рефлексов и их постепенное угасание имеет определенную закономерность и расписание по месяцам.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Некоторые оральные реакции исчезают у деток к 3-4 месяцам. Другие способны сохраняться в течение 3 лет, например, сосательный.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

Как проявляются и чем характерны

Большинство врожденных реакций наблюдаются у детей до 1 года, после чего они исчезают. Большинство из них возникают на первых месяцах жизни, пропадая 4 месяцам. Время их угасания различно, что обусловлено периодом, который необходим малышу для полной адаптации к новым условиям. Среди них присутствуют и те, которые способствуют появлению новых навыков или наблюдаются в течение всей жизни.

Хоботковый

При прикосновении к губкам младенца они сворачиваются и образуют форму «хоботка». Такой сосательный рефлекс связан с автоматическим сокращением круговой мышцы, находящейся в области ротовой полости.

Поисковый

Рефлекс Куссмауля свойственен только новорожденным детям. При выполнении прикосновения и легком поглаживании пальцем по губкам ребенок активно пытается найти материнскую грудь, что выражается в опускании нижней губки и параллельном движении языка крохи в сторону нахождения раздражителя.

Сосательный

Важнейший из рефлексов младенцев появляется еще в утробе матери. Он выражается в осуществлении младенцем ритмичных сосательных движений сразу после попадания предмета в его рот, в качестве которого часто выступает соска. По выраженности такой способности педиатры оценивают степень зрелости у недоношенных детей.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Умеренное выполнение надавливания пальцами на ладони младенца приводит к открытию ребенком рта и выполнению движения головкой вперед. Подобный рефлекс обусловлен стремлением новорожденного искать себе пропитание.

Хватательный

Хватательная реакция выражается в способности младенца крепко удерживать предмет. При попадании в район ладони пальца взрослого или иного предмета малыш бессознательно производит сжатие пальцев ладони. Захват может быть такой силы, что младенца можно при этом поднять.

Рефлекс Моро

Реакция малыша на воздействие раздражителя протекает в два этапа. Сначала младенец делает разведение рук в стороны, после чего раскрывает ладони, выполняя движение, которое имитирует объятие. Вызвать подобную реакцию у новорожденного можно различными способами:

  • одновременно хлопнуть по плоскости поверхности, на которой расположен младенец, приблизительно в 15 см от малыша;
  • внезапно разогнуть ножки лежащего ребенка;
  • приподнять за вытянутые ноги нижнюю часть туловища.

Подобная реакция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни и по мере его взросления пропадает.

Ландау

Реакция Ландау может быть верхней иди нижней, она появляется у младенцев к 4 месяцам. Первый появляется у ребенка, когда он лежит на поверхности. Он упирается руками, пытается приподнять голову и корпус. Нижний эффект Ландау можно наблюдать при нахождении ребенка в позе «пловца». При приподнимании его и обращении лицом к полу можно наблюдать выгиб спины, поднятие головы и разгибание конечностей.

Кернинга

У лежащего на спине ребенка проводят сгибание ноги в тазобедренном суставе или колене. При нормальной реакции Кернинга сразу выпрямить конечность младенца не получится.

Бабинского

Реакция проявляется при легком движении и соприкосновении пальца с наружным краем подошвы ног по направлению от стопы к пятке.

Малыш отреагирует веерным раскрытием пальцев ног, сгибанием всех суставов с тыльной стороны стопы.

Рефлекс опоры

При нахождении младенца в вертикальном положении и соприкосновении поверхности стопы с опорой происходит выпрямление нижних конечностей и имитация позы стояния с обеспечением поддержки взрослого. Реакция характерна для младенцев первого года, при достижении возраста 8-12 месяцев дети начинают стоять на ровной поверхности самостоятельно.

Рефлекс автоматической ходьбы

Реакция также известна как шаговый, что выделяет главную реакцию младенца. Если обеспечить малышу соприкосновение стоп с поверхностью и немного отклонить его корпус вперед, то можно наблюдать имитацию ходьбы. Такое переступание ножками и называют эффектом шагания.

Некоторые дети при этом делают своеобразное перекрещивание на уровне голени. Такая ситуация является нормальной и связана с повышенным тонусом мышц бедра у малышей в возрасте 1,5 месяца.

Бауэра

Рефлекс ползания появляется у младенцев сразу после рождения. Ребенок в положении лежа на животе при ощущении прикосновения ладоней к подошвам его ступней начинает отталкиваться, используя руки взрослого как опору. В некоторых случаях ребенок способен продвинуться немного вперед, поэтому даже самых маленьких детей нельзя оставлять без наблюдения.

Галанта

При штриховом проведении пальцем вдоль позвоночника малыш изгибается в виде дуги, а голова делает поворот в сторону раздражающего воздействия. Нормой считается также отведение ноги в сторону.

Переса

Реакция проявляется при нажатии легким движением над остистым отростком позвоночника. При этом ребенок разгибает корпус, производит сгибание конечностей и начинает плакать. В связи с негативной окраской эмоций младенца к проверке работы нервной системы при помощи такого способа прибегают только в самую последнюю очередь.

Робинзона

Такое название можно встретить, когда речь идет о хватательном рефлексе. При попадании в зону ладошки младенца какого-либо предмета малыш сразу же вцепляется в него. Даже в первый месяц жизни ребенок может настолько сильно ухватиться за пеленку, что разомкнуть кулачки бывает достаточно сложно. По мере взросления такая реакция становится менее выраженной, и в итоге на ее смену приходят осознанные удержания.

Рвотный

Новорожденные дети не обладают умением правильно глотать. Когда малыш давится, то автоматически происходит рвотный рефлекс, при этом у младенца неосознанно высовывается язык, что и вызывает защитную реакцию.

Защитный

Способность обеспечивать себе защиту у здорового ребенка появляется с первых часов жизни. Положенный на живот младенец сразу делает рефлекторно поворот головы, что помогает ему избежать блокирования поступления кислорода.

Глотательный

При попадании в рот младенца какого-либо предмета он делает глотательное движение. Такой рефлекс помогает ребенку научиться координировать свои движения. Малыш с каждым днем приобретает навык осуществлять дыхание и глотание. Пока он учится приспосабливаться к новым условиям, можно наблюдать, что он ритмично осуществляет вдох и медленно выдыхает, пытаясь между этим проглотить пищу при кормлении.

Спонтанный

Спонтанным рефлексом называют реакцию Моро или испуга. Он наблюдается при неожиданном ударе по поверхности с двух сторон от лежащего на поверхности младенца. В ответ на него конечности ребенка раскрываются и тут же смыкаются, производя движение «объятия».

Таблица начала и угасания рефлексов

Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни. Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.

РефлексВремя исчезновения, месяц
Сосательный3-4
ЗащитныйДо 1,5
Хватательный3-6
Опоры1-2
Шаговый1-2
Поисковый3-4
Хоботковый2-3
Бабкина2-3
Бауэра4
Моро4
БабинскогоДо 2 лет
Галанта3-4
Переса 3-4

Особенности развития рефлексов у недоношенных детей

По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей. У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы. Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.

Проверять реакции младенца на раздражители необходимо в теплом помещении, при этом он должен быть сухим и не ощущать чувство голода. Прикосновения к малышу должны быть аккуратными, в противном случае рефлексы могут погашаться реакцией на дискомфорт.

Причины и признаки слабого развития рефлексов

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Симптомы

При выявлении аномалий в развитии ребенка анализируется несколько параметров проявления рефлекса. Оценке подлежат следующие моменты:

  • выраженность;
  • симметричность;
  • равномерность проявления с каждой из сторон для симметричных реакций;
  • быстрота получения ответа;
  • длительность проявления.

При этом окончательный вердикт должен делать врач.

Полное отсутствие

Полное отсутствие рефлекса, особенно спинальных, является нехорошим признаком. Отсутствие «автоматического шага» наблюдается при парезах, снижении тонуса мышц и ДЦП.

Недоразвитость

При осмотре младенца врач анализирует симметричность некоторых рефлексов. Например, если хватательная реакция наблюдается у малыша только одной рукой, то это может сигнализировать о возможном ДЦП, кровоизлияниях в мозг или парезах. Если при проверке рефлекса Моро разведение рук ребенок проводит только одной конечностью, то это может говорить о проблемах с ключицей или парезах.

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

Прогнозы

Детский организм обладает большими резервами, которые помогают ему восстанавливаться даже в самых сложных ситуациях. При недостаточной развитости рефлексов хороший результат показывает комплексный подход, предполагающий назначение фармакологических препаратов, массажей и специальных физиопроцедур. При этом важна регулярность и постоянное наблюдение у узкого специалиста с выполнением выданных рекомендаций.

grudnichky.ru

Безусловные рефлексы новорожденного

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры - неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

frutonyanya.ru

Рефлексы новорожденного: таблица безусловных автоматизмов (бабинского, моро, реакция опоры, хватательный, зрачковый хоботковый, сосательный)

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлексаКак вызвать/Как проявляетсяКогда угасает
МороПри резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после — руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна)При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”.После 4 месяцев
ШагательныйПри вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги.После 2-3 месяцев
ОпорыПри вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него.После 2 месяцев
Хватательный (кисти)При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать — сжимает еще больше.После 5 месяцев
БабкинаПри давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя.После 4 месяцев
Хватательный (стопы)При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы.После 9 месяцев
Симптом БабинскогоПри поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.После 6 месяцев
Поиска грудиПри касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок.После 3-4 месяцев
СосательныйПри засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения.После 12 месяцев
ПлавательныйПри расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
ГлотательныйПри попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания.Не проходит
ЗрачковыйПри ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются.Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).
Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Вам также будет интересно:

4mam.club

Рефлекс переса у новорожденных

Главная » Новорожденный » Рефлекс переса у новорожденных

Рефлексы новорожденных и детей раннего возраста

Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакция­ми на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происхо­дит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражи­теля. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.

Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей сто­роны.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавлива­нием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы.

Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удержива­нии пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ре­бенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разги­бание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ре­бенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движе­ния по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.

Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совер­шает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препят­ствия.

Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит боль­шим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направ­лении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туло­вища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога.

Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положе­ния головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, ко­нечностей.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгиба­нии головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит умень­шение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ре­бенка с опорой наблюдается выпрямление головы.

Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднима­ет голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.

Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы

Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.

Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного мо­жет варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребен­ка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом,  его следует повторить не­сколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патоло­гическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результа­ты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле­ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.

prizvanie.su

Рефлексы новорожденных

Методика исследования врожденных рефлексов Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания. Ниже приведена методика выполнения некоторых, наиболее известных рефлексов. Оральные: Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. Сохраняется до 2-3 месяца. Поисковый рефлекс.(Куссмауля) При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. До 3-4 месяца. Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. До 3-4 месяца. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Начинает угасать со 2го месяца и к 3му исчезает. Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского) При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера. Спинальные: Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Физиологичен до 3-4 месяца Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.Физиологичен до 4-5го месяца. Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. От 6 месяцев до 2х лет. Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается. Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.Физиологичны до 1-1,5 месяцев. Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия. Физиологичен до 4 месяца. Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога. ДО 3-4 месяца. Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. До 3-4 месяца. На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы. Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей. Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей. Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит уменьшение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей. Мезэнцефальные установочные рефлексы Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе. Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.

Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного может варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребенка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить несколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патологическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле­ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.

lifecontinues.ru

Рефлексы новорожденного. Что умеет малыш?

С первых дней после рождения у здорового ребенка выявляются врожденные рефлекторные реакции, так называемые рефлексы новорожденного. Проверяя рефлексы ребенка, врач оценивает состояние его нервной системы.

Способность поднимать голову, стоять, ходить - тесно связаны с совершенствованием регуляции мышечного тонуса, адекватным перераспределением его в зависимости от положения тела в пространстве. В роддоме вы можете услышать: «Мышечный тонус и физиологические рефлексы у вашего ребенка в норме». Это значит, что малыш чувствует себя хорошо и все у него в порядке.

Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боли. Рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). Погладьте пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) и вы увидите, как у ребенка опустится уголок рта, и он повернет головы в сторону раздражителя. Если надавите на середину нижней губы, он приоткроет рот и согнет голову. Этот рефлекс проявляется, когда вы попытаетесь дать малышу грудь и дотрагиваетесь соском до его щечки или губы. Поисковый рефлекс наблюдается у всех детей до 3-4- месячного возраста, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Хоботковый рефлекс. Быстро и легонько постучите пальцем по губам малыша, и вы увидите, как его губы вытягиваются «хоботком». Этот рефлекс является постоянным компонентом сосательных движений. В норме этот рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев.

Сосательный рефлекс. Это рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Например, если вы вложите в рот ребенка сосок или соску, он начнет энергично сосать. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина). Надавите на обе ладошки малыша ближе к возвышению большого пальца. Ребенок откроет рот и слегка согнет голову. Рефлекс ярко выражен перед кормлением в первые 2-а месяца жизни, а затем начинает ослабевать.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона). Вложите в ручки малыша пальцы. Он захватит и сожмет их. Иногда кроха захватывает пальцы настолько крепко, что его можно приподнять. Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро). Если слегка ударить рукой по пеленальному столику на расстоянии 15 см от головки ребенка, он отводит руки в стороны и открывает кулачки. Через несколько секунд малыш снова прижмет к себе ручки. Рефлекс выражен сразу после рождения и хорошо наблюдается до 4-5-го месяца, затем начинает угасать.

Подошвенный рефлекс. Надавите пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев - ребенок согнет пальцы.

Рефлекс Бабинского. Проведите пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Малыш разогнет сначала большой палец, а потом веерообразно раскроет и согнет остальные пальчики.

Защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, он приподнимет голову и повернет её в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауера). Если ребенка положить на живот он совершает ползающие движения - спонтанное ползание. А если к его подошвам приставить ладонь, он рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни. Рефлекс наблюдается до 4-х месяцев жизни, затем угасает.

Рефлекс Галанта. Если провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изгибает спину, образуется дуга. Этот рефлекс хорошо наблюдает с 5-6-го дня жизни, и исчезает к 3-4-го месяцам жизни.

Рефлекс Переса. Если провести пальцами, слегка надавливая по отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает ручки и ножки. Рефлекс наблюдается до 3-4-го месяца жизни.

Рефлекс опоры. Возьмите ребенка подмышки, поддерживая указательными пальцами головку. поднимите его - он согнет ножки. А если поставите кроху на опору, он выпрямится и будет стоять на полусогнутых ногах, опираясь на всю стопу. Рефлекс исчезает к 2-м месяцам жизни.

Рефлекс автоматической походки. Если во время проверки рефлекса опоры вы новорожденного слегка наклоните вперед, он сделает шаговые движения. Рефлекс исчезает к 2-м месяцам жизни.

nashkinder.ru

Рефлексы новорожденного ребенка

Если шкала Апгар оценивает состояние новорожденного в целом, то рефлексы новорожденного позволяют оценить состояние нервной системы малыша без каких-либо сложных обследований и вовремя начать правильное лечение у врача — невролога, пока мозг ребенка еще не закончил формироваться и еще не поздно исправить ситуацию.

Часть безусловных рефлексов, определяющихся в периоде новорожденности, впоследствии исчезает, некоторые из рефлексов появляются чуть позже. Если рефлекс вызывается в том возрасте, в котором он уже должен отсутствовать, то он считается патологическим. Слабые рефлексы или их отсутствие тоже могут стать поводом для дальнейшего обследования.

Как правильно проверять рефлексы новорожденных

Оценивать безусловно-рефлекторную деятельность ребенка надо в теплом помещении. Малыш должен быть сытым, сухим и спокойным. В детской поликлинике не всегда бывают подобающие условия, поэтому было бы неплохо, если бы мама сама умела проверять рефлексы новорожденных и в случае необходимости обратила внимание педиатра на имеющиеся отклонения.

Безусловные рефлексы ребенка оцениваются в состоянии вертикального подвешивания за подмышки, в положении на животе и на спине. Наносимыми раздражениями нельзя причинять ребенку боль. При несоблюдении правил проверки рефлексов они могут погашаться реакциями на дискомфорт.

Таблица рефлексов новорожденных и грудных детей

Рефлекс

Время появления рефлекса

Возраст, когда рефлекс исчезает

Рефлекс опоры

Ко 2 месяцу

Рефлекс автоматической ходьбы

Ко 2 месяцу

Лабиринтный тонический рефлекс

В конце 2 месяца

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

К 3 месяцу

Рефлекс Переса

К 4 месяцу

Хватательный рефлекс

На 2 – 4 месяце

Рефлекс ползания Бауэра

К 4 месяцу

Рефлекс Моро

К 4 месяцу

Орбикулопальпебральный рефлекс

К 6 месяцу

Ассиметричный шейно-тонический рефлекс

К концу первого года жизни

Туловищная выпрямительная реакция

С конца 1 месяца жизни

Верхний рефлекс Ландау

С 4 месяца жизни

Нижний Ландау

Формируется к 5-6 месяцу

Цепные шейные и туловищные рефлексы

К 6-7 месяцу жизни

Рефлексы новорожденных подразделяются на три группы:

  1. Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, орбикулопальпебральный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы)
  2. Оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоэнцефальные позотонические рефлексы. Это транзиторные (проходящие) рудиментарные рефлексы, которые отражают условия развития длительного анализатора. К ним относятся сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой. А также хватательный, рефлексы опоры, Моро, автоматической походки, рефлекс Переса, лабиринтный рефлекс, шейные тонические рефлексы.
  3. Мезэнцефальные установочные автоматизмы: шейные и туловищные рефлексы (простые и цепные), лабиринтные рефлексы.

Как проверять основные рефлексы у ребенка

Поисковый рефлекс: при поглаживании в области угла рта (не задевая губы) ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, при этом у него опускается губа и отклоняется язык. Рефлекс особенно отчетливо выражен перед кормлением.

Хоботковый рефлекс: Ребенок вытягивает губы хоботком при легком ударе по ним пальцем. При этом рефлексе происходит автоматическое сокращение круговой мышцы рта. У взрослых рефлексы орального автоматизма появляются при поражении коры головного мозга.

В норме сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни. До этого возраста надо постараться отучить ребенка от соски или пустышки, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус.

Хватательный рефлекс: Ребенок до 2-4 месяца прочно схватывает пальцы, вложенные в его ладонь.

Рефлекс опоры: Ребенка со стороны спины берут за подмышки, поддерживая головку указательными пальцами. Приподнятый ребенок в таком положении сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, и как бы «стоит» на полусогнутых ногах, опираясь на опору полной стопой. Если ребенок пытается «встать» на цыпочки, скрещивает ножки, то отклонение от нормы.

Рефлекс автоматической походки: Если из предыдущего положения ребенка немного наклонить вперед, то он будет пытаться совершить шаговые движения. Иногда при этом на уровне нижней трети голеней ножки ребенка могут перекрещиваться.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина: Если надавливать большим пальцем на ладони ребенка у ложа теноров, ребенок откроет рот и согнет голову. Рефлекс исчезает к 3 месяцу.

Рефлекс Моро сохраняется до 4 месяца жизни ребенка. Если резко опустить ребенка примерно на 20 см, находящегося на руках врача, а затем быстро поднять, то в ответ на эти действия ребенок разведет ручки и разогнет пальцы, а затем вернет их в исходное положение. Чтобы не уронить ребенка, проверять этот рефлекс новоиспеченным родителям самостоятельно не рекомендуется. Если родители резко кладут ребенка на какую-либо поверхность, он тоже испуганно разведет ручки в стороны, что тоже является проявлением рефлекса Моро.

Рефлекс ползания Бауэра: ребенок будет пытаться ползти, если его положить на живот и подставить под подошвы ладонь. Спонтанное ползание исчезает к 4 месяцу.

Рефлекс Кернига исчезает после четырех месяцев. В более старшем возрасте он встречается при менингите.

Рефлекс Галанта: Если провести пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам в направлении от шеи к ягодицам, у ребенка, лежащего на боку, выгнется туловище, иногда при этом может разогнуться нога. Рефлекс Галанта должен исчезнуть к 4 месяцу жизни ребенка.

Рефлекс Переса вызывает боль, поэтому его лучше вообще не проверять или исследовать последним. Заключается он в проведении пальцем по остистым позвонкам ребенка, лежащего на животе. Направление движения: от копчика к шее. При положительном рефлексе Переса прогибается туловище, сгибаются верхние и нижние конечности, приподнимается голова, таз, иногда происходит мочеиспускание и дефекация. Все это, естественно, сопровождается недовольным криком ребенка. Рефлекс Переса должен исчезнуть к четвертому месяцу.

Орбикулопальпебральный рефлекс: Слегка поколачивая пальцем по верхней дуге орбиты можно вызвать смыкание века соответствующей стороны. Рефлекс исчезает к 6 месяцу.

Ассиметричный шейно-тонический рефлекс демонстрирует уменьшение тонуса конечностей. Если повернуть голову ребенка, лежащего на спине, так, чтобы подбородок касался плеча, повысится тонус конечностей с противоположной стороны, и понизится на той стороне, к которой повернуто лицо. (Тонус конечностей может быть повышенным, сниженным или нормальным). При гипертонусе мышцы ребенка чрезмерно напряжены, разогнуть конечности удается с трудом. При гипотонусе, наоборот, мышцы чрезмерно расслаблены. На тонус ребенка оказывает влияние положение тела и головы ребенка.

Туловищная выпрямительная реакция проявляется выпрямлением головы при соприкосновении стоп с опорой. К концу первого месяца ребенок уже должен держать головку.

Рефлекс Бабинского: У ребенка пальцы на стопе расходятся веером, если штриховыми движениями раздражать наружный край стопы по направлению от пятки к пальцам. При этом происходит также тыльное разгибание большого пальца. Считается физиологичным до двухлетнего возраста.

Верхний рефлекс Ландау: к четырем месяцам ребенок в положении на животе должен уметь поднимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками.

Нижний рефлекс Ландау: Ребенок может разгибать и поднимать ноги в положении на животе. Нижний Ландау формируется к пяти — шести месяцам. Примерно в этом возрасте малыш начинает ползать.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище вызывает раздельный поворот туловища и нижних конечностей при повороте плеча или тазового отдела ребенка в сторону. Формируется цепной установочный рефлекс к 6 — 7 месяцам.

Трактовать значения, оценивать результаты исследования новорожденных должен только врач. Задача мамы проследить, чтобы ребенок был хорошо обследован и при необходимости получил необходимое лечение. Иногда достаточно сделать профессиональный массаж и специальную гимнастику, чтобы погасить патологические рефлексы, в тяжелых случаях невропатолог назначит лекарственные препараты.

Читайте далее: Что должен уметь ребенок в месяц, в год

Занятия с ребенком первого года жизни

happylady.su

www.babysovet.ru


Смотрите также

Дети учатся распознавать злость с 15 месяцев
Согласно данным одного из недавних исследований, дети в возрасте 1 года и трех месяцев уже способны распознавать эмоции. Такое умение малыши приобретают благодаря окружающим их людям.
Как распознать и победить агрессию
Если ваш ребёнок долго копается, собираясь в школу, не реагирует на ваши замечания и поручения, намеренно тянет время и молчит, когда вы его зовёте, то налицо все признаки пассивной агрессии. Таким поведением могут отличаться необщительные и плохо идущие на контакт дети. Из-за неумения высказывать то, что их беспокоит и чем они недовольны, дети ещё сильнее замыкаются в себе и всё больше начинают вас нервировать и выводить из себя.
Лидерство – качество приобретенное
Американские учёные установили, что лидером можно стать в процессе воспитания и получения необходимых навыков. Лидерским качествам можно легко обучиться, если захотеть этого. Умение организовывать и управлять людьми и консолидировать внимание на собственном мнении, всего на 30% зависит от родительских генов. Остальную часть лидерских способностей можно получить, приобретая необходимые навыки.
Улучшить речевые навыки детей можно задолго до того, как они научатся говорить
В первые дни жизни, когда ребенок начинает обращать внимание на звуки, лучше всего начать проводить с ребёнком начальные речевые тренировки, чтобы улучшить разговорные навыки и подготовить к изучению языков. Это ускорить увеличение мозговых областей, отвечающих за улучшение восприятия и создание речевого аппарата.
Ученые установили связь между лишним весом и будущим карьерным ростом
Шведские учёные, изучающие статистические данные о демографической ситуации в скандинавских странах определили, что дети, страдающие от лишнего веса, повзрослев, будут зарабатывать на 18% меньше, чем их худые сверстники.
Чем сладости вредны для растущего организма
Предметом очередного исследования ученых стали сладости и их воздействие на подрастающих детей. Учеными из Соединенных Штатов Америки было выявлено, что сладкие продукты наносят непоправимый вред здоровью поколению подрастающих детей.
Проблемы с питанием в младших классах
Учёные установили, что серьёзные расстройства приёма пищи, отказ от неё или неконтролируемое поедание, и связанные с этим булимию или анорексию можно распознать у детей в возрасте восьми лет. Хотя расстройства, связанные с излишним приёмом или отказом от пищи всегда считались проблемами подростков, но признаки их появления можно заметить уже в младших классах.
Почему дети отказываются пробовать новую еду?
Многие дети в возрасте двух лет могут быть подвержены неофобии. Это явление, когда люди боятся пробовать что-то новое. И важно понять, почему и из-за чего у ребёнка возникает такая реакция на новую и незнакомую еду. Это необходимо для того, чтобы однообразный и привычный рацион не привёл детей к ожирению и серьёзным нарушениям со здоровьем.
Как бороться с ожирением у детей
Врачи разработали эффективную схему по борьбе с лишним весом у детей. По принципу применения и функциональной зависимости она схожа с взрослой методикой. Для начала необходимо завести дневник и заносить в него все приёмы пищи и количество еды, которую съедает ребёнок в течение дня. А также отметить насколько активно ребёнок проводит день.
Шоколад помогает подросткам не набирать вес
Испанские учёные заметили связь между количеством шоколада, который употребляют подростки и содержанием жира у них на талии и в теле. Оказалось, что те ребята, которые регулярно едят шоколад, имеют меньшую жировую прослойку, чем подростки, не употребляющие это лакомство.